До  80 годовщины дня Великой Победы оставалось!

ВЕРЕЩАГИН, ЗАВОДИ! ПЛЫВЕМ НОРМАЛЬНО

Итак, Культурно-исторический Центр в Запорожском торжественно открыт. Но Совет его не покидало ощущение, что чего-то не хватает для полного удовлетворения от успешного завершения начальной стадии существования столь важного и нужного людям объекта. Чего? А чего не хватает космонавтам для того, чтобы быть уверенными в том, что полет пройдет без приключений и нештатных ситуаций?

Ракета взлетит так, как надо, и полетит туда, куда надо. Что они делают перед тем, как покинуть родную Землю? Правильно! Они смотрят «Белое солнце пустыни». А, находясь на орбите, они явственно ощущают помощь и моральную поддержку его героев. Будь то русский космонавт, американский или японский астронавт, гражданин Австралии или Германии – неважно. Желаешь удачи – смотри фильм про Сухова и Верещагина, что был тот самый человек, кого мы называем «честь и совесть».

В Запорожском пошли дальше, чем в Звездном городке. Чтобы и про наш деревенский музей и Центр говорили: «Полет проходит нормально!», мы решили пригласить на первую официальную экскурсию по ним живого Верещагина.

Не подумайте, что у нас поехала крыша. Нет, здание совсем новое, крыша очень крепкая и из современных материалов, так что простоит долго. А Верещагин, вернее, тот, кто создавал образ настоящего русского офицера, образец верного служения Отечеству и народу, – он был нами приглашен на первую в жизни музея экскурсию по нему.

Хорошее, а главное, знаменательное начало – это половина успеха в деле. Для этого разбивается бутылка шампанского о борт рождаемого корабля, для этого разрезаются ленточки при открытии объектов, для этого люди смотрят «Белое солнце».

Верещагин – это Павел Луспекаев, скажете вы и будете правы. Но правы частично. Крупные планы и вся лирика фильма – это точно Луспекаев. Икра, осетры, павлины, общение с другом Петрухой – это Луспекаев. А вот сцены, ради которых и идут на фильм, сцены сражений с Абдулой и его бандой, с драками и метанием бочки в контрабандистов – это уже дублер Луспекаева – Массарский.

С Александром Массарским в нашей стране знакомы все. Даже если они этого не подозревают. В «Белом солнце» каскадер и постановщик трюков Массарский дублировал не только Верещагина, он еще и его врагов изобразил. Два басмача, один, помните, с повязкой, – это Массарский. И другой злодей, которого арканом ловит Саид у цистерны, где сидит Сухов со своим гаремом, вернее, гаремом Абдулы – тоже он.

И все трюки поставлены тоже им. И кого только не замещал в трюковых сценах этот великий актер. Хоть на это слово он очень ругается. Но я настаиваю на этом утверждении. Конечно, не все фильмы, где в титрах упоминается Массарский, для него игровые. В основном он постановщик трюков, что в кино является для большинства зрителей самым привлекательным в фильме.

Но иногда приходится отдельные сцены и эпизоды и играть за артистов, дублировать их. Александр Массарский сыграл за Копеляна и Лаврова, был и немцем, был и средневековым рыцарем. Он даже Ленина играл, выпрыгнув по ходу фильма из того паровоза, что на Финляндском вокзале нынче стоит. Ленин такого не делал, а Массарский сделал. Так финны пожелали для обострения ситуации на экране.

Помните, Боярский поет: «И вот опять я выпал из окна…» Это он про Массарского и поет. С пятого этажа в мире только он и падает. Падал. И по крышам вагонов вместо некоторых товарищей бегал, не претендуя на их славу. Скромный потому что. А всего этот замечательный человек поучаствовал более чем в 300 фильмах. И где-то именно сыграл, будучи загримированным до состояния, когда не узнаешь на фото, где актер основной, где дублер. У него и жена подстать.

Элла Массарская, которая тоже была нашей званой гостьей, поведала, как ее изобретательный супруг чего только с ней не творил в кадре. И поджигал, как декабристку Волконскую в «Звезде пленительного счастья» или проводницу в фильме «34-й скорый», и держал часами в ледяной воде. Элла тоже сыграла во многих фильмах. Захотите узнать, в каких, приезжайте, расскажем. Мы к тому времени прочитаем книги, что оставили в подарок наши гости. Там все написано. Фильмы-то фильмами, но у наших дорогих гостей есть заслуги и посолидней.

Александр Самойлович еще и академик двух Международных Академий. Так, между делом. Он еще и профессор Военмеха, который, кстати, окончил и наш глава администрации Антон Подрезов. Им в процессе общения было что вспомнить про свою «Альма матер». А еще Александр Самойлович изобретатель. Он символически не только отправлял в космос, он еще и способствовал тому, чтобы космонавты оттуда чистыми возвращались, а не покрытыми космической пылью за время годового полета.

Его орбитальную баню испытывал Георгий Гречко. Оригинал ее утопили вместе со станцией «Мир». Жалко баню, любим мы ее, как и станцию «Мир». А академик Жорес Алферов с нашим гостем из одного белорусского города. И знались они семьями задолго до космоса и процесса укрепления оборонки. Вот и придумал Александр Самойлович баню для космонавтов. А вы представляете процесс мытья в невесомости? Не надо, не мучайтесь, не представляйте воду в виде плавающих по пространству шариков, которыми надо то ли натереться, то ли прикоснуться в разных местах. Не знаю, Массарский знает, это его изобретение.

А жена его, кстати, патентовед. Кстати, еще раз, пару недель назад каналом «Звезда» был снят фильм про Георгия Гречко. Александр Самойлович его комментировал и вел. Посмотрите, он в Интернете, похоже, выложен. Вы думаете, улыбки Голливуда – это американские штучки? Как бы не так! Зубные импланты Массарский разработал и запатентовал. Он еще много чего другого придумал.

Думал ли я пятьдесят лет назад, беря в прокате бокс для подводной съемки в Крыму, что его изобрел мой будущий большой друг Александр Самойлович Массарский? Откуда же мне было знать, что неизвестный мне молодой инженер ГОМЗа – такой разносторонне одаренный человек. Многое из того, чем снимают под водой и в космосе, придумал и разработал до состояния работающего образца именно наш гость, тогдашний инженер сегодняшнего ЛОМО. Несколько десятков таких образцов.

Подсобное хозяйство нынешнего Оптико-механического объединения было рядом с моими Полянами. А Массарский уже в то время тоже был где-то рядом. Но я этого еще не знал и знать не мог. Время не пришло. Как не знал тогда этого и будущий президент Володя Путин. Помимо всех прочих заслуг и увлечений у молодого инженера Александра Массарского была страсть к спортивным единоборствам. И если отцом самбо является Харлампиев, то превращением средства убийства врага одними голыми руками в спортивное зрелище для миллионов мы во многом обязаны заслуженному тренеру России Александру Самойловичу Массарскому.

Сколько он приобщил и выучил людей приемам дзюдо и самбо, сколько вышло великих и известных спортсменов из той школы боевых искусств, что организовал Массарский, уже и не подсчитать. Но одного дзюдоиста знает весь мир, даже не подозревая, что он спортивный «внук» Александра Массарского. Он учил бороться и побеждать тренера Путина Анатолия Рахлина.

Не многих обнимает президент, вручая награду за заслуги перед страной. А Массарскому не только руку пожал, а обнял, как учителя и наставника. И как вы думаете, могли мы не пригласить такого человека окунуться в историю Запорожского, в историю Карельского перешейка и историю людей, чья судьба переплелась с его собственной? У Массарских уже много лет дача в Сосново. Так что они с Эллой полноправные фигуранты нашей, приозерской истории.

Поэтому они с таким интересом слушали рассказ про нее. Наши дорогие гости из той категории, кому не нужен антураж и подтанцовка с массовкой на заднем плане и пластмассовыми коронами со стекляшками на голове. К ним не применимо понятие «звезда». Понятно, что за такое выраженье, как «Звезда Массарский», он вам не заедет, если его так назвать. Он все-таки человек более чем приличный, да и подписку давал не бить убогих.

Но еще раз посмотрите на эту пару. А потом вспомните Киркорова, Зверева или Баскова. И вам станет смешно, потому что они – звезды, а Массарские – личности. Они Личности с большой буквы, всеми замеченные и признанные, даже если не говорить, что вы общаетесь с великими людьми, даже если они в джинсах и ситцевом платье, а не в том, без чего звезда – не звезда. «Король, он и голый – король».

Сам их вид, манера поведения, общительность без тени какого-либо проявления значимости или особенности по отношению к окружающим – в этом все Массарские. Характер их вопросов сильно отличается от общего количества, что обычно задаются экскурсоводам. Когда человек желает прояснить, насколько и в какое время крепли связи Запорожского с Византией VIII века, то понимаешь, что перед тобой не досужий гастарбайтер, случайно зашедший в дождик в приоткрытую дверь по пути в магазин. Так глубоко «копают» академики. Кстати, и международных академий – тоже.

На визитке Александра Самойловича места для титулов уже не хватает. Он даже где-то там, то ли в ЮНЕСКО, то ли про ООН, по культуре народ просвещает. Он в гостях кинофестивалей регулярно появляется. Вот, в Выборге недавно был. Так и мы этим занимаемся, культуру в массы стараемся пропихнуть. Масштаб другой, но цели то – одни.

Так что Массарские мимо нашего музея пройти не могли ну никак. За что им отдельное спасибо и низкий поклон. Закончилась экскурсия. Но не закончилось общение. И тут наступил черед Александра Самойловича рассказывать про свою жизнь. И начали со сценической. Один из основателей Гильдии Каскадеров в стране, он много рассказал того, чего никогда не напишут в книгах, потому что живое общение с легендой заменить ничто не может. Массарский еще и писатель. И его манера изложения завораживает. Он пишет, как разговаривает с тобой одним, спокойно, вразумительно, подробно.

А главное, увлекательно, потому что в его книге «За кадром и в кадре» вся его трудная жизнь, в которой есть военное детство, бегство от немцев из Белоруссии и эвакуация. Есть учеба, есть имена и есть пришедшие успехи и признание. А за плечами 91 год насыщенной и необычной для обывателя советской и постсоветской жизни. И в ней Массарский всегда находил себе достойное место.

Он рассказывает, а все стоят вокруг, затаив дыхание, и ловят каждое его слово. «Женя», «Гоша», «Павлик», «Жорик» – это для него они так и зовутся. Для нас – это Евгений Евтушенко, Георгий Гречко, Павел Климук, Жорес Алферов. Цвет и гордость русской нации. Космонавты. Нобелевские лауреаты, поэты, народные артисты и все, все, все…

Он рассказывает про встречи в Звездном городке и про то, как там проводят викторины по теме «Белое солнце пустыни». Это культовый фильм космонавтов всего мира, потому что обитаемых запусков в мире никто больше не производит. Так что подсели на наше кино все. Всем вернуться хочется, потому и верят чудеса. И пытаются ответить на вопросы ведущего. Примерно такие: «Какую икру ел Верещагин?», «Какое место в жизни Сухова занимало бедро Катерины Матвеевны?» Ручаюсь, правильных ответов вы не знаете. (Правильно будет: 1) «Верещагин ел икру проклятую, потому что просил он хлебушка кусочек». 2) «Бедро Катерины Матвеевны занимают весь широкий экран в кинотеатре»).

Помните, как зазноба товарища Сухова надвигается на камеру и заслоняет пол-экрана? А в оригинале она во весь экран. Именно средней своей частью. Но цензура все великолепие урезала наполовину, а обитатели Звездного видели оригинал и знали, что натура Катерины Матвеевны гораздо шире. Вот такие весельчаки живут в космическом городке, как и те гости, которые к ним ездят, а теперь вот, у нас в Запорожском присутствуют. А всего вопросов в «Звездном» по пустынной теме было 154. И еще было два часа вопросов и ответов и в нашем Центре.

Сказать, что были довольны все, значит не сказать ничего. И хозяева, и гости были довольны друг другом и поклялись продолжить общение. Показ истории земли древней Метсяпиртти еще и не начался толком, все еще впереди. И она интересна нашим гостям, да и нам самим. Киношники Массарские снимались даже в Африке, видели там и зверей африканских, и животных экзотических. Но их больше всего покорили козы, которых они увидели в фермерском хозяйстве Александра и Светланы Валеевых в Пятиречье.

Туда мы после музея их и отвезли по их просьбе и взаимному желанию хозяев веселого стада. И все их богатое хозяйство, и отменный порядок в нем, и величие трудов по воплощению задумок в здания, оборудование и технологии по достоинству оценили наши дорогие гости. Глаз ученого не обманешь. Длину, ширину, объем и трудоемкость в уме за доли секунды оценил. И сенокосная страда в латифундии Валеевых гостей изумила, как кошки и собаки, как куры и цесарки, как индюки и огромный козел, правитель, как падишах этого козьего царства.

А для того, чтобы перезимовали в сытости их чудесные козочки, надо Валеевым накосить 32 тонны сена. Где и как? Накосите копну в 100 килограммов, и вы поймете, что такое тонна. Про 32 уже не спрашиваю. А Массарские знают, потому что сами – люди упорного труда. Такие, как те, что живут и трудятся в Запорожском, чьими гостями были 21 июня эти замечательные люди.

Наплел Борис Шуйский, который и проводил экскурсию для своих друзей и жителей ЗапорожскогоПоделиться Сохранить в закладках Ещё34 просмотра2 упоминанияПриозерские ведомости1 июл в 8:40Редактировать


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: