ВЕРЕЩАГИН, ЗАВОДИ! ПЛЫВЕМ НОРМАЛЬНО

Итак, Культурно-исторический Центр в Запорожском торжественно открыт. Но Совет его не покидало ощущение, что чего-то не хватает для полного удовлетворения от успешного завершения начальной стадии существования столь важного и нужного людям объекта. Чего? А чего не хватает космонавтам для того, чтобы быть уверенными в том, что полет пройдет без приключений и нештатных ситуаций?

Ракета взлетит так, как надо, и полетит туда, куда надо. Что они делают перед тем, как покинуть родную Землю? Правильно! Они смотрят «Белое солнце пустыни». А, находясь на орбите, они явственно ощущают помощь и моральную поддержку его героев. Будь то русский космонавт, американский или японский астронавт, гражданин Австралии или Германии – неважно. Желаешь удачи – смотри фильм про Сухова и Верещагина, что был тот самый человек, кого мы называем «честь и совесть».

В Запорожском пошли дальше, чем в Звездном городке. Чтобы и про наш деревенский музей и Центр говорили: «Полет проходит нормально!», мы решили пригласить на первую официальную экскурсию по ним живого Верещагина.

Не подумайте, что у нас поехала крыша. Нет, здание совсем новое, крыша очень крепкая и из современных материалов, так что простоит долго. А Верещагин, вернее, тот, кто создавал образ настоящего русского офицера, образец верного служения Отечеству и народу, – он был нами приглашен на первую в жизни музея экскурсию по нему.

Хорошее, а главное, знаменательное начало – это половина успеха в деле. Для этого разбивается бутылка шампанского о борт рождаемого корабля, для этого разрезаются ленточки при открытии объектов, для этого люди смотрят «Белое солнце».

Верещагин – это Павел Луспекаев, скажете вы и будете правы. Но правы частично. Крупные планы и вся лирика фильма – это точно Луспекаев. Икра, осетры, павлины, общение с другом Петрухой – это Луспекаев. А вот сцены, ради которых и идут на фильм, сцены сражений с Абдулой и его бандой, с драками и метанием бочки в контрабандистов – это уже дублер Луспекаева – Массарский.

С Александром Массарским в нашей стране знакомы все. Даже если они этого не подозревают. В «Белом солнце» каскадер и постановщик трюков Массарский дублировал не только Верещагина, он еще и его врагов изобразил. Два басмача, один, помните, с повязкой, – это Массарский. И другой злодей, которого арканом ловит Саид у цистерны, где сидит Сухов со своим гаремом, вернее, гаремом Абдулы – тоже он.

И все трюки поставлены тоже им. И кого только не замещал в трюковых сценах этот великий актер. Хоть на это слово он очень ругается. Но я настаиваю на этом утверждении. Конечно, не все фильмы, где в титрах упоминается Массарский, для него игровые. В основном он постановщик трюков, что в кино является для большинства зрителей самым привлекательным в фильме.

Но иногда приходится отдельные сцены и эпизоды и играть за артистов, дублировать их. Александр Массарский сыграл за Копеляна и Лаврова, был и немцем, был и средневековым рыцарем. Он даже Ленина играл, выпрыгнув по ходу фильма из того паровоза, что на Финляндском вокзале нынче стоит. Ленин такого не делал, а Массарский сделал. Так финны пожелали для обострения ситуации на экране.

Помните, Боярский поет: «И вот опять я выпал из окна…» Это он про Массарского и поет. С пятого этажа в мире только он и падает. Падал. И по крышам вагонов вместо некоторых товарищей бегал, не претендуя на их славу. Скромный потому что. А всего этот замечательный человек поучаствовал более чем в 300 фильмах. И где-то именно сыграл, будучи загримированным до состояния, когда не узнаешь на фото, где актер основной, где дублер. У него и жена подстать.

Элла Массарская, которая тоже была нашей званой гостьей, поведала, как ее изобретательный супруг чего только с ней не творил в кадре. И поджигал, как декабристку Волконскую в «Звезде пленительного счастья» или проводницу в фильме «34-й скорый», и держал часами в ледяной воде. Элла тоже сыграла во многих фильмах. Захотите узнать, в каких, приезжайте, расскажем. Мы к тому времени прочитаем книги, что оставили в подарок наши гости. Там все написано. Фильмы-то фильмами, но у наших дорогих гостей есть заслуги и посолидней.

Александр Самойлович еще и академик двух Международных Академий. Так, между делом. Он еще и профессор Военмеха, который, кстати, окончил и наш глава администрации Антон Подрезов. Им в процессе общения было что вспомнить про свою «Альма матер». А еще Александр Самойлович изобретатель. Он символически не только отправлял в космос, он еще и способствовал тому, чтобы космонавты оттуда чистыми возвращались, а не покрытыми космической пылью за время годового полета.

Его орбитальную баню испытывал Георгий Гречко. Оригинал ее утопили вместе со станцией «Мир». Жалко баню, любим мы ее, как и станцию «Мир». А академик Жорес Алферов с нашим гостем из одного белорусского города. И знались они семьями задолго до космоса и процесса укрепления оборонки. Вот и придумал Александр Самойлович баню для космонавтов. А вы представляете процесс мытья в невесомости? Не надо, не мучайтесь, не представляйте воду в виде плавающих по пространству шариков, которыми надо то ли натереться, то ли прикоснуться в разных местах. Не знаю, Массарский знает, это его изобретение.

А жена его, кстати, патентовед. Кстати, еще раз, пару недель назад каналом «Звезда» был снят фильм про Георгия Гречко. Александр Самойлович его комментировал и вел. Посмотрите, он в Интернете, похоже, выложен. Вы думаете, улыбки Голливуда – это американские штучки? Как бы не так! Зубные импланты Массарский разработал и запатентовал. Он еще много чего другого придумал.

Думал ли я пятьдесят лет назад, беря в прокате бокс для подводной съемки в Крыму, что его изобрел мой будущий большой друг Александр Самойлович Массарский? Откуда же мне было знать, что неизвестный мне молодой инженер ГОМЗа – такой разносторонне одаренный человек. Многое из того, чем снимают под водой и в космосе, придумал и разработал до состояния работающего образца именно наш гость, тогдашний инженер сегодняшнего ЛОМО. Несколько десятков таких образцов.

Подсобное хозяйство нынешнего Оптико-механического объединения было рядом с моими Полянами. А Массарский уже в то время тоже был где-то рядом. Но я этого еще не знал и знать не мог. Время не пришло. Как не знал тогда этого и будущий президент Володя Путин. Помимо всех прочих заслуг и увлечений у молодого инженера Александра Массарского была страсть к спортивным единоборствам. И если отцом самбо является Харлампиев, то превращением средства убийства врага одними голыми руками в спортивное зрелище для миллионов мы во многом обязаны заслуженному тренеру России Александру Самойловичу Массарскому.

Сколько он приобщил и выучил людей приемам дзюдо и самбо, сколько вышло великих и известных спортсменов из той школы боевых искусств, что организовал Массарский, уже и не подсчитать. Но одного дзюдоиста знает весь мир, даже не подозревая, что он спортивный «внук» Александра Массарского. Он учил бороться и побеждать тренера Путина Анатолия Рахлина.

Не многих обнимает президент, вручая награду за заслуги перед страной. А Массарскому не только руку пожал, а обнял, как учителя и наставника. И как вы думаете, могли мы не пригласить такого человека окунуться в историю Запорожского, в историю Карельского перешейка и историю людей, чья судьба переплелась с его собственной? У Массарских уже много лет дача в Сосново. Так что они с Эллой полноправные фигуранты нашей, приозерской истории.

Поэтому они с таким интересом слушали рассказ про нее. Наши дорогие гости из той категории, кому не нужен антураж и подтанцовка с массовкой на заднем плане и пластмассовыми коронами со стекляшками на голове. К ним не применимо понятие «звезда». Понятно, что за такое выраженье, как «Звезда Массарский», он вам не заедет, если его так назвать. Он все-таки человек более чем приличный, да и подписку давал не бить убогих.

Но еще раз посмотрите на эту пару. А потом вспомните Киркорова, Зверева или Баскова. И вам станет смешно, потому что они – звезды, а Массарские – личности. Они Личности с большой буквы, всеми замеченные и признанные, даже если не говорить, что вы общаетесь с великими людьми, даже если они в джинсах и ситцевом платье, а не в том, без чего звезда – не звезда. «Король, он и голый – король».

Сам их вид, манера поведения, общительность без тени какого-либо проявления значимости или особенности по отношению к окружающим – в этом все Массарские. Характер их вопросов сильно отличается от общего количества, что обычно задаются экскурсоводам. Когда человек желает прояснить, насколько и в какое время крепли связи Запорожского с Византией VIII века, то понимаешь, что перед тобой не досужий гастарбайтер, случайно зашедший в дождик в приоткрытую дверь по пути в магазин. Так глубоко «копают» академики. Кстати, и международных академий – тоже.

На визитке Александра Самойловича места для титулов уже не хватает. Он даже где-то там, то ли в ЮНЕСКО, то ли про ООН, по культуре народ просвещает. Он в гостях кинофестивалей регулярно появляется. Вот, в Выборге недавно был. Так и мы этим занимаемся, культуру в массы стараемся пропихнуть. Масштаб другой, но цели то – одни.

Так что Массарские мимо нашего музея пройти не могли ну никак. За что им отдельное спасибо и низкий поклон. Закончилась экскурсия. Но не закончилось общение. И тут наступил черед Александра Самойловича рассказывать про свою жизнь. И начали со сценической. Один из основателей Гильдии Каскадеров в стране, он много рассказал того, чего никогда не напишут в книгах, потому что живое общение с легендой заменить ничто не может. Массарский еще и писатель. И его манера изложения завораживает. Он пишет, как разговаривает с тобой одним, спокойно, вразумительно, подробно.

А главное, увлекательно, потому что в его книге «За кадром и в кадре» вся его трудная жизнь, в которой есть военное детство, бегство от немцев из Белоруссии и эвакуация. Есть учеба, есть имена и есть пришедшие успехи и признание. А за плечами 91 год насыщенной и необычной для обывателя советской и постсоветской жизни. И в ней Массарский всегда находил себе достойное место.

Он рассказывает, а все стоят вокруг, затаив дыхание, и ловят каждое его слово. «Женя», «Гоша», «Павлик», «Жорик» – это для него они так и зовутся. Для нас – это Евгений Евтушенко, Георгий Гречко, Павел Климук, Жорес Алферов. Цвет и гордость русской нации. Космонавты. Нобелевские лауреаты, поэты, народные артисты и все, все, все…

Он рассказывает про встречи в Звездном городке и про то, как там проводят викторины по теме «Белое солнце пустыни». Это культовый фильм космонавтов всего мира, потому что обитаемых запусков в мире никто больше не производит. Так что подсели на наше кино все. Всем вернуться хочется, потому и верят чудеса. И пытаются ответить на вопросы ведущего. Примерно такие: «Какую икру ел Верещагин?», «Какое место в жизни Сухова занимало бедро Катерины Матвеевны?» Ручаюсь, правильных ответов вы не знаете. (Правильно будет: 1) «Верещагин ел икру проклятую, потому что просил он хлебушка кусочек». 2) «Бедро Катерины Матвеевны занимают весь широкий экран в кинотеатре»).

Помните, как зазноба товарища Сухова надвигается на камеру и заслоняет пол-экрана? А в оригинале она во весь экран. Именно средней своей частью. Но цензура все великолепие урезала наполовину, а обитатели Звездного видели оригинал и знали, что натура Катерины Матвеевны гораздо шире. Вот такие весельчаки живут в космическом городке, как и те гости, которые к ним ездят, а теперь вот, у нас в Запорожском присутствуют. А всего вопросов в «Звездном» по пустынной теме было 154. И еще было два часа вопросов и ответов и в нашем Центре.

Сказать, что были довольны все, значит не сказать ничего. И хозяева, и гости были довольны друг другом и поклялись продолжить общение. Показ истории земли древней Метсяпиртти еще и не начался толком, все еще впереди. И она интересна нашим гостям, да и нам самим. Киношники Массарские снимались даже в Африке, видели там и зверей африканских, и животных экзотических. Но их больше всего покорили козы, которых они увидели в фермерском хозяйстве Александра и Светланы Валеевых в Пятиречье.

Туда мы после музея их и отвезли по их просьбе и взаимному желанию хозяев веселого стада. И все их богатое хозяйство, и отменный порядок в нем, и величие трудов по воплощению задумок в здания, оборудование и технологии по достоинству оценили наши дорогие гости. Глаз ученого не обманешь. Длину, ширину, объем и трудоемкость в уме за доли секунды оценил. И сенокосная страда в латифундии Валеевых гостей изумила, как кошки и собаки, как куры и цесарки, как индюки и огромный козел, правитель, как падишах этого козьего царства.

А для того, чтобы перезимовали в сытости их чудесные козочки, надо Валеевым накосить 32 тонны сена. Где и как? Накосите копну в 100 килограммов, и вы поймете, что такое тонна. Про 32 уже не спрашиваю. А Массарские знают, потому что сами – люди упорного труда. Такие, как те, что живут и трудятся в Запорожском, чьими гостями были 21 июня эти замечательные люди.

Наплел Борис Шуйский, который и проводил экскурсию для своих друзей и жителей ЗапорожскогоПоделиться Сохранить в закладках Ещё34 просмотра2 упоминанияПриозерские ведомости1 июл в 8:40Редактировать


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Приозерские Ведомости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Уже уходите?Вы нашли информацию которую искали?

Попробуйте воспользоваться поиском по сайту.

Или сразу перейдите по ссылкам ниже.

1. https://priozerskvedomosti.ru/ Главная страница

2. https://priozerskvedomosti.ru/sub/ Подписаться на нашу газету

3. https://priozerskvedomosti.ru/category/media/ Медиа архив

4. https://priozerskvedomosti.ru/contacts/ Наши контакты

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: