До  80 годовщины дня Великой Победы оставалось!

ПЕТРОВА Александра Евстафьевна, 1921 года рождения. Воспоминания:

Мичуринское сельское поселение

— 3 марта 1945 г. приехала в Мичуринское (Валкъярви) из Пермской области по мобилизации комсомола.


Познакомилась с парнем из г. Петрокрепости и поехала с ним вместе по распоряжению областного с/хозяйственного зоотехникума. Когда я ждала распределения, ко мне подошел директор училища в Валкъярви Борис Алексеевич Красавин и стал агитировать, чтобы мы ехали к нему. Я ответила: «Куда пошлют, туда я и поеду». Но встретив завуча Ярославцеву Лидию Васильевну, которая тоже приглашала поехать в Валкъярви, я согласилась.


В Рауту (Сосново) Лидию Васильевну встречали на лошадях. Вез нас кучер Лихоган Анатолий (китаец). Еду и думаю: «Куда я еду?». На щитах, столбах призывы к борьбе с немцами. Приехали и нас определили в Дом приезжих. Этот барак и сейчас сохранился (за домом Румянцевых стоит). На следующий день вышла на работу. Мне было 24 года, было тяжело. Борис Алексеевич предложил искать жилье. Я стала искать. В результате попала на погреб, где было много синих гробов. Я сказала: «Здесь не буду жить ни за что!». У финнов там был госпиталь. 11 бараков — лазареты. Где сейчас живут Ромаковы, там было общежитие. На месте школы был финский Дом культуры. Дом культуры был замечательный: большой и красивый. На сцене помещался училищный хор из 90 человек. Был танцевальный коллектив под руководством Павловского (танцмейстер из Ленинграда), духовой оркестр, много спортивных секций.


Первое время меня не покидал страх. Мы боялись, что на нас нападут финны. К счастью, этого не случилось. Но бдительности нас учили. Я работала в ремесленном училище, где учились дети-сироты партизан, погибших на войне. Иногда они находили родных, и их отпускали отдыхать к ним.
Была такая Батурина Галина Александровна, она занималась балетом, хотела стать балериной, но война помешала. Зато в группах вела большую работу. Позже она уехала в Ленинград и работала главным бухгалтером. Замуж не вышла, так как проводила на войну и не дождалась моряка, которого очень любила.


Дали мне две группы животноводов (23 и 20 человек). Работали много в учебном хозяйстве в Кучерово. Ребята были замечательные: их отличало послушание и тяга к знаниям. Я их очень жалела, дам задание, а сама думаю: «Если не сделают, сама руки приложу». Давали много моркови, витаминов. Из боязни, что взорвутся на минах, не пускали отдельно, ходили все строем. Время шло. Организовался колхоз «Труд». Красавин достал серую в яблоках лошадь, на ней ездили директора. Было посажено более 14 га сада. Все делали ребята. И никогда ничего не выносили. Как-то раз во время работы приходит к нам мастер Веселов: «Я так пить хочу». А я ему говорю: «Дай ребятам ящик клубники». И вдруг девчонки тащат ящик клубники. Мои ребята говорят: «Вам клубнику принесли». Я отвечаю: «Ни в коем случае не мне, а вам». Сколько было радости! Помню, в Золотой долине косили сено, там стояли финские сараи, в них мы и ночевали. Слева девочки, справа мальчики, а я посередине. Был мальчик‚ по фамилии Федоров, всегда просил: «Можно я с вами лягу, вы для меня, как мама». Не хватало ребятам материнского тепла. Директору Янковскому было труднее работать: ничего не давали от государства. Щербакову уже было легче. Когда построили 90-квартирный дом (где-то до 1975 года), Щербаков предлагал мне выбрать любую квартиру, но мне тогда не хотелось в квартиру. В училище сменилось много директоров. Вот кого я помню:


1. Красавин Борис Алексеевич.
2. Бацук Анатолий Николаевич (впоследствии его избрали депутатом в Областной совет).
3. Галахов Демьян Дементьевич (забрали секретарем в Выборгский райком).
4. Иноземцев (не помню имени и отчества).
5. Дмитрий Ефимович (без ноги, инвалид, фамилию его забыла).
6. Кириллин (не помню имени и отчества, его потом посадили).
7. Янковский Евгений Францевич (жил, где живут сейчас Жолудевы).
8. Щербаков Владимир Прохорович.


Было всего 2 дома в Мичуринском, один был сельсовет, в здании которого был госпиталь, там был
погреб, ну там я находится боялась, думала может взорваться.


В училище ремесленном день начинался рано, длился с утра до ночи: убирали, складывали, строили скотный двор, столовую, потом построили дом! Это было превосходно! Было где покушать, полежать! Мальчишки были очень послушными, очень послушными!


Павловский, был тренером, он заикался, не мог сказать училище номер 52 говорил: «5…2…5…2»
Помню директора, Митрофанова Алексея Ивановича, работал в 40-е года. Петрова Евгения Васильевича — знаменитого садовода. Правда сад уничтожен теперь. Был сад там, где теплицы потом были. Брали рассаду в совхозе. Очень жалко, мы снабжали Ленинград яблоками и ребята ели сколько им хотелось, а потом морковку. Молоко делили рюмками, потому что не хватало, авитаминоз был. Косаревы врачи были очень хорошие, потом в город уехали.


Приезжих селили в комнаты для приезжих (в общежитии), в целом доме‚ дом огромный был, хороший. Он был не на том месте, где сейчас общежитие. Но его разобрали.


Записано 28 апреля 2006г. Т. Б. Васильевой.
Публикация подготовлена по воспоминаниям из книги «Мичуринский вальс».
Фотографии подобраны из альбомов группы «Я из Мичуринского».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: