«Лидер» остается лидером

Промышленность

Как пять месяцев под санкциями дали приозерскому заводу толчок к развитию

«Хочешь жить – умей вертеться» – это, пожалуй, девиз предпринимателей, особенно по нынешним временам. Санкции разорвали многолетнее сотрудничество с иностранными партнерами, обрушили цепочки поставок – сделали все, чтобы уничтожить в России бизнес как таковой. Однако достичь цели им не удалось, и как нельзя лучше это показывает пример приозерского ООО «Лидер» и его руководителя Владимира Поздякова.

Есть идея – не только IKEA

Когда стало известно о первых санкциях, Владимир Леонидович был в краткосрочном отпуске. Тогда же и пришла первая, самая тяжелая для производства новость: в России остановила работу IKEA, которая являлась для «Лидера» основным заказчиком. И мало того, что остановила – она перестала принимать продукцию, даже ранее заказанную, чего не делала даже во времена пандемии коронавируса.

– Март стал началом проработки путей. Что же мы будем делать? Будет IKEA или не будет? Как быть, что нам делать? – вспоминает Владимир Леонидович.

Спасло предприятие то, что на тот момент уже неспешно, но все же велись работы по поиску новых партнеров и разработке другой продукции. Конечно, с IKEA работать было комфортно: понятное планирование, понятный спрос – делай себе 12 000 белых стульев и горя не знай. Однако диверсификация производства все же нужна, и на место IKEA быстро пришли другие компании – как ни странно, продающие продукцию на интернет-площадках.

– Это перепродавцы питерские. У одного из них с нашим минским партнером выстроена многолетняя работа. Он продает их продукцию и стал продавать нашу, – рассказывает Владимир Леонидович. – Мы сами не торгуем на Ozon, на Wildberries, но мы везде представлены.

Вышли на связь с предприятием и крупные сети – «Леруа Мерлен», «Максидом», «Костарама». Сейчас с ними также налаживается работа, хоть это и требует перестройки производства: если «Максидом» готов брать продукцию «икеевских» марок, то «Леруа Мерлен» просит внести изменения, чтобы не получить проблем с авторским правом.

– «Икеевские» модели нельзя было поставлять в другие сети и самим заниматься продажей. В контракте у нас такой пункт есть, – объясняет Владимир Леонидович. – Но, слава богу, вышло постановление премьер-министра Мишустина, что патентные платежи за выпуск продукции стали ноль. Это нас защитило, и мы приняли решение, что начинаем изготавливать «икеевскую» продукцию, потому что она наиболее раскручена. Единственное – немного поменяли названия. Вместо «Гольфа» стали называть «Гольд», «Калко» стал «Кантри». Пошли на такую маленькую хитрость.

Что ж, с волками жить – по-волчьи выть: когда против тебя вводят 10 000 санкций и нарушают контракты, не надо ждать щепетильного соблюдения договоренностей.

Без потерь не обошлось

Самыми тяжелыми были первые месяцы, когда только-только налаживалось взаимодействие с другими компаниями и искались пути, как выходить из создавшегося положения. По словам Владимира Леонидовича, производство упало сначала до 40 %, потом немного поднялось – до 50 %. Сейчас предприятие работает примерно на 75 % от досанкционных мощностей.

Сказалось это и на коллективе.

– К сожалению, мы потеряли порядка 50 человек, – вздыхает Владимир Леонидович. – Особенно в марте-апреле, когда мы снижали графики, потому что склад был забит «икеевской» продукцией. У нас продукция стояла в цехе, то, что к марту было готово, мы отгрузили только в июне.

По его словам, на зарплате работников проблемы сказались только в первый месяц, когда пришлось переходить на скользящие графики и расставаться с людьми. Сейчас ни задержек, ни изменений в зарплате нет, у кого-то выплаты даже повысились, в том числе из-за добавления других компетенций. Более того: обстановка успокоилась, и в свете грядущих новых контрактов предприятие собирается немного расширить штат – к тем 220 сотрудникам, которые уже работают, добрать еще 20 человек.

– Сейчас, чтобы начать работать с «Леруа», нам нужно повысить штат, и порядка 20 человек мы готовы были бы принять у себя, – рассказывает Владимир Поздяков. – Чтобы наращивать объемы производства и вернуться к докризисным, нам нужно набрать людей. С центром занятости встречался и в том числе написал предложение, что мы готовы привлекать переселенцев с Донбасса. Ждем.

Увы, ушедших работников не вернуть – люди уже нашли себе новое место, однако новичков предприятие готово обучать.

Импортозамещение пока хромает

Отдельной сложностью для предприятия было найти комплектующие, ведь раньше многое поставляла IKEA. Тяжелее всего, по словам Владимира Леонидовича, пришлось с фурнитурой – спасло то, что последний грузовик вышел 22 февраля и пришел 10 марта, когда его уже не ждали. Таким образом, образовалось немного времени на то, чтобы найти, чем заменить потери. Например, часть фурнитуры нашли на Урале – там ее штампуют под заказ, хоть и чуть-чуть дороже, чем в Китае.

Однако есть и то, что приходится по-прежнему закупать за границей через сложные схемы. Так, лучший краситель сейчас в Болгарии – его везут польские перевозчики через Литву в Белоруссию, которая организовала таможенные склады на границе, и дальше товар привозят в Россию. Транспорт из-за этого подорожал больше чем в два раза, однако на стоимости продукции это не сказывается: Владимир Поздяков говорит, что продают ее почти по «икеевским» ценам.

Оборудование на предприятии достаточно надежное, хоть и есть проблемы с обслуживанием. В основном выходят из строя две вещи: подшипники и режущие инструменты. Их поставляют по каналам, которые не попали под санкции, вполне официально из Испании и Португалии.

– Не все каналы перекрыты, что-то все равно приходит, – отмечает Владимир Леонидович.

Санкции дали толчок к развитию

«Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» – еще одна мудрость, вполне применимая к нынешним временам и обстановке в бизнесе. Справившись с первыми трудностями, найдя новых поставщиков и покупателей, ООО «Лидер» готовится вернуть утраченные позиции.

– Если раньше мы делали в районе 18 000, сейчас мы уходим на выпуск 14 100 – это вся продукция. Хороший показатель, – радуется Владимир Леонидович. – Сейчас еще все зависит от того, как быстро мы начнем работать с «Леруа». Они заявили объемы, это порядка 6000 изделий в месяц. Получится даже больше, чем до санкций. И посмотрим, что с «Максидомом» выйдет.

Была и поддержка государства – предприятию дали отсрочки по кредитам до осени. Правда, несмотря на обещанные послабления по налогам, в какой-то момент предприятию все равно заблокировали счета – пришлось выкручиваться и поставлять продукцию другими путями, чтобы пережить самые тяжелые месяцы – март и апрель. Сейчас дело идет на лад: с налогами вопрос решили, IKEA собралась уходить окончательно, а поэтому официально расторгает контракты, выплачивает долги и небольшую «морально-материальную компенсацию», найдены новые пути поставок.

– Главная задача сейчас – найти объемы, потому что все-таки цель выпустить больше продукции. Тогда наши накладные будут не такими большими, – объясняет Владимир Поздяков. – Дорогой стул продать всегда сложно. А так как IKEA нас научила, мы все-таки продаем недорогой стул, чтобы стимулировать спрос, чтобы люди могли приобрести и приобретали много.

Предприятие расширяет линейку продукции: добавляет новые цвета к уже имеющимся моделям, выпускает продукцию из других пород дерева – например, из березы, которая занимает 60 % всего производства, – и начинает выпуск совершенно новых моделей, в частности, детских столов и стульев. Ниша детской мебели почти не занята, к ней предъявляются совсем другие требования и делать ее сложно из-за маленьких деталей, однако «Лидер» решил взяться.

Кроме того, предприятие попало в программу «Производительность труда» – на производство уже приезжали из правительства, и Владимир Поздяков надеется, что сторонний взгляд поможет еще больше оптимизировать работу. С этим у «Лидера» и так проблем немного, но в текущих условиях производительность труда – важный параметр.

– Мы многое сделали за эти годы для того, чтобы повысить выработку на одного работающего. У нас было 270 человек, сейчас стало 220. Мы хотим добавить человек 15–20, выйти на цифру 240 человек, а вернуться к объемам даже 20 000 единиц продукции в месяц, – делится планами Владимир Леонидович.

«Лидеру» действительно есть чем гордиться: в сложных условиях он выстоял и даже, пусть с потерями, но сохранил коллектив. Не всем удалось этого достичь – Владимир Поздяков рассказал про коллег, по которым санкции ударили гораздо сильнее: где-то встал фанерный комбинат, где-то линейка продукции до одной табуретки сократилась. На этом фоне «Лидер», под стать названию, чувствует себя уверенно.

– У нас сейчас и коллектив успокоился, ну и, честно говоря, мне спокойнее стало, уже есть хорошая перспектива, – делится его директор. – Спокойно планируем и покупаем оборудование.

Что будет дальше, покажет время, но в одном можно быть уверенными: если «Лидер» устоял в самые тяжелые дни, в будущем может быть только стремительный взлет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: