Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета
Если родитель в течение нескольких месяцев, иногда и лет, систематически, эмоционально накручивал своего ребенка о сверхзначимости самого процесса сдачи ЕГЭ и тех фатальных последствий для его жизни, которые имеет этот экзамен или его несдача, то в последние дни, часы или недели перед экзаменом увещевание родителей о том, что все будет хорошо, и ребенок справится, и ничего фатального не произойдет, будет, к сожалению, уже малоэффективным.
То есть, когда родители вдруг внезапно, осознавая, меняют тактику своих действий, начинают уговаривать ребёнка о том, что ничего страшного в этом процессе сдачи ЕГЭ нет, то тем самым они дезориентируют ребёнка. Это не означает, что есть смысл родителю в последний момент усугублять, гиперболизировать значение этого момента в жизни ребёнка, так же, как и нет необходимости его обесценивать. Это означает, что родителям есть смысл говорить, да, этот момент имеет значение, но он не является фатально значимым для твоей будущей жизни. Он не приведет к концу света, к концу жизни и к тому, что для ребенка будет невообразимо, фатально страшно. Поэтому родительская позиция в том случае, если она была чрезмерно акцентирована на значении экзамена, не должна меняться резко на противоположную. Это дезориентирует ребёнка и может как раз и вызвать ту аффективную реакцию, в результате которой он получит те результаты, которые им будут восприниматься как неудачи.
Абсолютно уверена, что к ЕГЭ необходимо готовиться заблаговременно, и в том эмоционально. То есть эта подготовка не должна носить характер экстраполяции. Ох, уже через 10 дней, через 10 месяцев, через полтора года тебя ждет ЕГЭ, а ты ничего не делаешь! Это должна быть планомерная, целенаправленная тренировка стрессоустойчивости без акцента на те последствия, которые несет ЕГЭ для жизни ребёнка со своими результатами. Это не приговор.
Для того, чтобы результаты ЕГЭ не рассматривались как приговор, необходимо изначально родителям и детям совместно в спокойном, стабильном рассуждении формировать варианты прогнозов. Оптимистический, пессимистический, реалистический. И вариант действий на пессимистический прогноз: ребенок не сдал результаты ЕГЭ на тот уровень, на который ребенок, скажем, претендовал. Что делаем в случае, если мы с этим вариантом встретимся? Абсолютно точно существуют десятки вариантов действий и в части осуществления трудовой деятельности, перехода от образовательной к трудовой и сдача ЕГЭ через год, и обучение по программам среднего профессионального образования, и служба в армии, и не нужно службу в армии делать как пугалку неудачного исхода в сдаче ЕГЭ.
Университет надо выбирать заранее, а точнее нужно формировать список двух-трех вузов, которые вы рассматриваете в приоритете, и очень детально знакомиться с условиями обучения в этом вузе по той специальности, которую вы выбираете. Осведомлен значит предупрежден, готов к новому этапу, к новым условиям социально-психологической адаптации. Должен быть и второй список с менее приоритетными учебными заведениями, и тоже нужно рассмотреть во всех возможных доступных деталях обучение в этом вузе на конкретных специальностях: расписание, учебный план и другое. И делайте это не только вы, как родитель, но и включайте в эту задачу повышения осведомлённости о будущем обучении самого ребёнка. Он должен видеть дорогу, по которой ему захочется идти.