21 апреля 2025 года в усадьбе Барышникова прошел круглый стол на тему «Безопасность на линии: как защитить людей старшего возраста от телефонного мошенничества». В разговоре приняли участие советник заместителя министра экономического развития РФ Ольга Терно, директор Московского региона билайна Олег Бирюков, заместитель ГБУ «Московское долголетие» Анна Скорик, директор по управлению фродом и гарантированию доходов билайна Петр Алферов, исполнительный директор Сбербанка, лидер сегмента 65+, Мария Воелкина, клинический психолог Пироговского Университета Елизавета Куликова и врач-невролог, эксперт фонда здоровья мозга ФРОНТМЕД Ксения Невзорова.
Приводим текст выступления эксперта Пироговского Университета Елизаветы Игоревны Куликовой полностью.
Как разговаривать со своими родственниками старшего возраста о теме кибербезопасности?
На самом деле разговор со страшим близким о кибербезопасности и телефонных мошенниках проще, чем кажется. Разговор строится на том уровне коммуникации, с которым вы общаетесь с мамой/папой, бабушкой/дедушкой. Все начинается с того, что вы просто садитесь и как обычно ведете беседу: «Ты знаешь, дедушка/бабушка, сейчас время другое и обман может происходить по-другому, все перенеслось в виртуальное пространство. Тебе могут звонить по телефону или писать сообщения, что что-то якобы случилось. Тебе может показаться все очень правдоподобным, они даже могут какие-то как будто вещи говорить, которые близки нашей семье. Мошенники давят на эмоции, чтобы вызвать мгновенную реакцию страха, например, связанную со здоровьем членов семьи или финансами. Знай, что у тебя всегда есть 5 минут за которые ничего не случиться. Ты можешь ничего не говорить, положить телефон и ничего не произойдет».
Далее стоит своему старшему родственнику сказать, а что делать дальше, дать простой алгоритм действий для разрешения острой эмоциональной реакции и не «рубить с плеча». «У тебя есть мой телефон, позвони мне, мы решим что делать» — такую фразу стоит сказать. В целом, можно забить в телефон несколько контактов близких родственников или банков и тд, чтобы были под рукой в этот опасный период. Лучше, конечно, рекомендовать связаться именно с близким кругом, чтобы не было дополнительных проблем или возможных ошибок.
Кроме того, можно внутри семьи обсудить какое-то кодовое слово специальное, и в случае такого звонка от мошенников, его спросить.
Третье, возможно, очень отдаленная от темы рекомендация, но, на мой взгляд, очень важная. Вы наверняка замечали, что люди старшего возраста в кругу семьи с удовольствием задают вопросы и имею искреннюю готовность к разговору: как на учебе дела, на работе, в личном и т.д. Им интересно и они тоже хотят быть значимыми героями жизни вашей в том числе. Поэтому, будьте внимательным с своим старшим, больше задавайте вопросы и рассказывайте о себе сами. Это наладит эмоциональную связь к вам и степень доверия к вашим словам. В момент звонка бабушка и дедушка, будут думать о вас и ваших словах.
И последнее, конечно, стоит направлять и мотивировать старшее поколение на всякие активности из серии активного долголетия, коммуникации как со своей возрастной группой, так и более молодой, поощрять и организовывать выходы на культурные мероприятия и т.д.