Нина Симонова, учитель информатики Сосновского центра образования, выиграла муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года», стала победителем Международного конкурса педагогических проектов «Моя цифровая школа» в 2024 году, а также победителем конкурса ПНПО по выявлению лучших учителей Ленинградской области. В этом интервью мы поговорили не только ο значимости конкурсных достижений, но и о геймификации, учительском блоге, принципах в работе и мотивации сегодняшнего школьника.
– Что для вас значит победа в конкурсах?
– Победа – один из этапов моей работы. Хотелось проверить свои силы и «сверить часы» с остальными педагогами Ленинградской области. Мне удалось это сделать дважды – в 2020 и 2024 году.
На впечатления от участия в 2020 году повлияли ковидные ограничения: правила игры менялись на ходу, сдвигались сроки выполнения работы, отсутствовала обратная связь. Участие в конкурсе в этом году было особенно ценным тем, что я вживую смогла пообщаться с талантливыми конкурсантами и проникнуться всей атмосферой педагогического сообщества
– Ощущалась ли конкуренция с другими участниками?
– В конкурсе «Учитель года» точно нет. Было создано сообщество единомышленников. Работая в школе, я понимаю, что далеко не все коллеги со мной на одной волне. А там собрались уже вовлеченные и заинтересованные педагоги, готовые чему-то научить и научиться самому. В конце первого конкурсного дня я с учителями из Ломоносовского и Тосненского районов ходила в кафе. Мы много общались, сравнивали работу в разных школах района и региона. Потом я приглашала коллег в Сосновский центр образования в рамках нашего неформального школьного методического объединения «Полезная среда». На заседаниях мы рассказываем про свой опыт для ребят, которые планируют поступать в педагогический вуз, а также просто привлекаем коллег, которые хотели бы узнать что-то новое. К нам уже приезжал Константин Манерко, финалист из Ломоносовского района. Он создал чат-бот, где ребята могут проверить свои знания. Екатерина Зуброва, один из организаторов регионального конкурса «Учитель года», также побывала на нашей «Полезной среде», где рассказала про конкурсы, которые проводит Ленинградский областной институт образования. Хочу пригласить Нину Неизвестную из Тосненского района, пока не получается из-за занятости. Во многом интереснее общаться с такими педагогами, а не только с учителями из своей же школы, быть в курсе образовательных трендов.
– С какими трудностями вы столкнулись на конкурсе?
– Защита моей дипломной работы выпала на период конкурса. Я ездила в Москву, пытаясь состыковать даты. В этом году был достаточно большой промежуток времени между испытаниями муниципального этапа. В какой-то момент ты находишься немного в неведении, обратной связи нет, какие-либо результаты никто не говорит до финала. При подготовке к конкурсу важно найти себе методическую поддержку. Со взглядом со стороны мне помогала замечательная коллега и подруга – Елена Демиденко. Без нее я бы, наверное, не осилила такой нагрузки. Конечно, с надежным тылом испытания и переживания самого участника ощущаются по-другому.
– Что бы вы посоветовали себе в прошлом, чтобы легче пройти этот путь?
– Недавно я прочитала интервью с девочкой, которая сказала замечательную фразу ο жизни: «Я пишу сразу ручкой, никогда не пишу карандашом, никогда не стираю». Эта формулировка запала мне в сердце. Зачем я буду оглядываться назад и пытаться что-то исправить, если действия в прошлом сделали меня тем человеком, которым я сейчас являюсь. Достигнуть вершины можно только через падения.
– А какие наставления дадите коллегам?
– Будьте готовы работать в жестких дедлайнах. Внимательно читайте критерии и четко им следуйте. Эксперт будет оценивать вас по этим же пунктам. Будьте честными в первую очередь с самими собой. Взрослые тоже чувствуют фальшь, что говорить о детях? Нужно понимать, что конкурс – это субъективное восприятие мира всеми его участниками, конкурсантами и членами жюри. Доверяйте экспертному мнению, если вам хочется получить обратную связь, обратитесь к жюри лично, вам все объяснят.
– Нина Владимировна, почему вы решили создать учительский блог?
– Эта идея долгие годы витала в воздухе. В 2010-х годах у меня был тематический блог по международной компьютерной игре. В какой-то момент он стал смесью всех инструкций, гайдов, скриншотов, я брала интервью у людей по теме этой игры. Меня даже включили в гейм-комьюнити, приглашали в Москву для участия в закрытой презентации обновления игры. Такой опыт научил меня блогерскому делу. Потом я создала сайт учителя, где делилась работой педагога-практика.
Своим примером ведения социальных сетей еще больше меня впечатлила Александра Воробьева из Кировского района в 2020 году на конкурсе «Учитель года». Благодаря ей я начала публиковать контент в одной небезызвестной социальной сети. Меня хорошо приняли коллеги, активно подписывались педагоги из России и стран СНГ. Я включалась в чужие челленджи, например, «Алфавит-челлендж», где нужно раскрыть свои характеристики, которые начинаются на буквы алфавита, к примеру А – артистичная и т. д. Потом захотела проводить свои испытания-челленджи.
Сейчас публикую контент в Telegram и «ВКонтакте». Веду блог в рамках профессиональной деятельности, где транслирую и создаю определенную информационную культуру. Вижу, как другие коллеги находят в моем блоге что-то нужное для себя. Это дает понимание, что я востребованный специалист высокого уровня, который может ο чем-то поведать коллегам. В этом деле, конечно, важна обратная связь. Как часто вы говорили своим педагогам слова благодарности?
– На День учителя и выпускной…
– А учителям не хватает обратной связи. И у меня в Telegram-канале ее не очень много. В основном положительные комментарии, а если пишут, то говорят, чего им не хватило в игре или слишком быстро ее прошли. А хочется какого-то необычного и свежего взгляда со стороны, советов и конструктива.
– Все ли игры из блога вы проводили?
В блоге я организовала себе испытание 30 игр на 30 дней. Месяц прошел, а останавливаться я не захотела. Сейчас у меня 131 идея, чуть больше четырех месяцев можно играть без повтора. В основном это заметки и шаблоны, которые, так или иначе, переделываю под свою стилистику урока и, главное, под особенности детей, чтобы они извлекли максимум пользы как на уроке, так и во время практической работы за компьютером
– Что для вас самое главное в мотивации обучающегося?
– Индивидуальный подход к каждому ребенку. Однажды на урок пришел восьмиклассник, жуя жвачку и развалившись на стуле, спросил: «Зачем нам учить информатику?» Я понимала, что у него пик подростковой активности, прощупывание границ, поэтому начала рассказывать: «На моих уроках вы будете составлять документы, заполнять таблицы, делать презентации. Вы не сможете взаимодействовать с большими данными без базовых знаний ο том, что такое информация. Возможно, у тебя появится интерес к программированию, и это станет твоей профессией». На следующий урок он так же пришел и вновь задал вопрос: «Зачем мне информатика?» «Тебе информатика не нужна», – ответила я. Ребенок немного «завис», а потом стал работать вместе со всеми, достиг определенных успехов по предмету. Но важно понимать, что с одним учеником сработает такой подход, со вторым – другой, где важно заинтересовывать своей моделью поведения.
Первый урок в Сосновском центре образования у меня был по технике безопасности. Для игры я сдвинула парты в один большой стол, ребята дорисовывали на специальных карточках, что можно или нельзя делать в кабинете информатики, мы пообщались, а потом дети прикрепили листочки на пробковую доску. В конце урока один ученик выбежал из класса со словами: «Там такая клевая училка!» Директор Ирина Михайловна, улыбаясь, заглядывает и говорит: «Ну что, Нина Владимировна, клевая вы теперь». Это выглядело забавно.
Иногда детей нужно просто послушать. Им хочется высказаться, но взрослые не дают.
У меня был мальчишка, странно себя вел, был какой-то дерганный. После урока я спросила, обидела ли я его чем-то. Проблему лучше решать словами через рот. «Все хорошо, вы меня не обидели», – отнекивался мальчик. «У тебя ссора с родителями?» – спросила я.
В ответ на это он постепенно начал рассказывать о произошедшем конфликте в семье. Он уверил, когда понадобится помощь с моей стороны, обязательно обратится ко мне. После этого, видимо, он поговорил с родителями, решил проблему, на уроках стал адекватно себя вести, появились ощутимые успехи. Жаль, что не успела вывести способного мальчика на олимпиадный уровень, но несколько ребят все же показали себя на муниципальном и региональном этапах олимпиад нашего направления. Главное, найти ниточку, за которую можно потянуть, и ребенок раскроется.
– Нелегкий труд, находить ниточки к каждому ребенку, когда в классе около тридцати учащихся…
– По-другому ты не сможешь установить доверие. Все дети должны быть в равных условиях. А что возьмет каждый ребенок, это уже другая история. Есть дети, как плодородная почва, в ней приятно покопаться, внести вклад, посадить ростки знаний и понаблюдать, какие замечательные плоды созреют.
Еще есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Они обладают настолько большим и естественным интересом, вовлеченностью и пониманием: «Я тоже так могу!», что иной раз ими гордишься больше, чем одаренными. В этом году у меня выпускной девятый класс. Для допуска к экзаменам им нужно защитить итоговый проект. Еще я подхватила одиннадцатиклассников. В итоге 18 проектов было защищено под моим руководством. Это много, в прошлом году было 12. Среди девятых классов мои ребята одни из первых сдали свои итоговые проекты. Большинство получило 4 и 5. Жалко, оценки в аттестат не войдут. Но для них было важно почувствовать ситуацию успеха. Пускай зрителей было мало, но ты на сцене! Кто справлялся с панической атакой, заиканием, трясущимися руками и обмороком – у каждого своя реакция. Однако они все успешно преодолели эти трудности, это самое главное! Почувствовать, что ты можешь справиться и получить положительный результат.
– Отличается ли мотивация сегодняшнего ученика и школьников, с которыми вы работали на старте карьеры?
– Все дети одинаковые. Проблема отцов и детей вечная, какие-то недопонимания все равно будут. А тема геймификации увлекла меня еще со школьных лет, когда младшей сестре Ане в первом классе подарили настольную игру про историю и культуру Ленинградской области. Будучи восьмиклассницей, я с подругами и сестрой с удовольствием в нее играла. Когда в школе появилось краеведение, вопросы я щелкала как орешки. Меня саму удивило это явление: как без монотонного заучивания мы узнали много нового про наш регион, ο чем раньше в принципе не догадывались? Благодаря игре!
Геймификация – это не только игры, но и турнирные таблицы, развитие стратегических навыков, соревновательного духа и многое другое. В поселке Кривко я работала в начальной школе. Там я сделала дерево рефлексии, разделила на четыре части, обозначающие номер класса. За пятерку на уроке ребенку выдавалась наклейка в виде фрукта или звездочки, которую он клеил на дерево. В конце года класс, собравший наибольшее количество наклеек, получал приз: ручки, закладки или конфеты. Позже в средней школе я сделала каждому ученику индивидуальную таблицу и вклеила ее в тетрадь. Уровень первый – выполнил домашнее задание. Уровень второй – ответил у доски. Уровень «босс» – хорошо написал контрольную работу. Заполняя наклейками определенную графу, дети получали в подарок карандаш или сертификат на аннулирование двойки за устный ответ, на невыход к доске, несдачу домашнего задания в этот день или на подсказку на контрольной работе. Ребятам неинтересна игра ради игры. Их завлекает успех и приз, который они получают. А мне важно, чтобы получаемые с интересом знания крепко засели в их головах. И это работает.
Некоторые коллеги говорят, что дети изменились, стали хуже… А они все так же играют во дворе, одинаково хотят и не хотят работать на уроках. Неуспевающие в математике школьники могут быть отличными спортсменами, художниками или достигать побед в любой другой деятельности.
Когда ты приходишь в новый класс, поначалу перед тобой просто дети. А потом ты узнаешь, что Оля хорошо танцует, мы задействуем ее в школьном концерте, а Никита умеет собирать и разбирать автомат, его мы от класса отправим на «Зарницу». Мотивация проявляется в индивидуальном подходе. Кто владеет информацией, владеет миром. Учитель, который знает все про своих учеников, владеет их сердцами.
– Как вам видится ученик будущего?
– Я начала работать с 2007 года. Тогда за партой сидели такие же трудолюбивые, скромные, говорливые или молчаливые ребята, как и сейчас. Спросите у своих родителей, любили ли они делать домашние задания? Единственная разница между поколениями детей в том, что сегодняшнего школьника окружает информационный шум. Информатика помогает им разобраться и отделить бесполезную и даже опасную информацию от фактов. Иногда на урок дети приносят какую-то новость, я с ними разбираю, почему это ложь (мы даже игру вместе создавали «Правда или ложь» по информатике и другим предметам). Ученик, который знает, как работать с информацией, может пока что не уметь обращаться с компьютером, но умение учиться – навык, который откроет ему все двери. «Интернет доступен всем и даже дуракам», – говорю я всегда. Заговоры плоскоземельщиков, СССР не распался, рептилоиды существуют – взрослый умный человек не остановит взор на этом, а дети могут впечатляться.
– …а учитель будущего?
– Нынешние ученики – наши будущие учителя. Учитель должен понимать, как работает человеческая душа и психика, как и любой другой специалист, должен продолжать совершенствовать свои навыки, повышать квалификацию.
Я считаю, в какой-то мере будущее уже наступило. С помощью искусственного интеллекта на уроках мы создаем технологические карты, игры. Даже пять лет назад я не могла подумать, что такие технологии будут помогать в работе. А 20 лет назад не предполагала, что смогу работать за компьютером вне дома. Когда учитель перестает быть готовым к изменениям, он остается в прошлом.
– Нина Владимировна, кто ваши учителя?
– Недавно я прочитала книгу Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Поразительный, душевный и интересный подход к обучению. Он берет дошкольников и все одиннадцать лет обучает их по принципу «Где родился, там и пригодился». Сухомлинский проводил уроки на природе, учил ребят познавать и любить мир вокруг себя.
В свое время впечатлила «Педагогическая поэма» Антона Макаренко. Без прикрас описаны все сложности работы педагога. Действия разворачиваются в колонии для несовершеннолетних беспризорников и правонарушителей чуть больше ста лет назад.
Януш Корчак, педагог с большой буквы, который вместе с детьми-сиротами пошел в газовую камеру. Ему предлагали остаться, но Януш отказался. Это великий поступок великого человека, великого педагога.
Меня вдохновляет общение со Светланой Павловой, моей классной руководительницей. Она вела у нас русский и литературу, давала возможность высказаться и всегда нас выслушивала. На уроках у нее не было понятия «неправильное мнение».
Еще раз упомяну Елену Демиденко. Мы профессионально растем и учимся друг у друга. В нашей коммуникации происходит постоянная рефлексия. Когда общаются два педагога, всегда получается мини-педсовет.
Антонина Соловьева, школьная учительница биологии из поселка Саперное, перед открытым уроком для администрации задавала детям выучить 2 строки. Когда кто-то из детей приходил не подготовленным, она говорила: «Ты прекрасный! Чудесный…» Педагог 40 лет отработал на позитиве, сейчас она на пенсии. За все время ни разу в жизни не сказала плохого слова.
Валентина Ласточкина, учительница русского языка и литературы, 40 лет назад пришла в школу вместе с Антониной Соловьевой. Меня поражает ее возможность организовать не только детей на какую-то деятельность, но и родителей, и педагогов. Сейчас у нее учатся дети ее учеников.
Разговор с Ниной Симоновой длился два часа, кажется, он прошел под лозунгом «Счастливые часов не наблюдают». Только вот голосовые связки давали ο себе знать и напоминали ο прошедшем времени. Хотелось не только еще больше задавать вопросов, но вновь оказаться школьницей и попасть на уроки такого учителя, заработать свой сертификат на подсказку на контрольной работе. Нина Симонова – не только признанный профессиональным сообществом учитель года, но и педагог всей жизни для многих ребят.
Анна Кульчицкая, фото из архива Нины Симоновой