«Мы одно целое – мы равных возможностей»

Интервью

3 декабря во всем мире отмечается День инвалида. В Ленинградской области в 2022 году насчитывается около 140 тысяч людей с ограниченными возможностями. Директор Приозерского реабилитационного центра Наталья Науменко рассказала о том, как возник проект «Сохранить память», как театр помогает обрести новый смысл жизни и почему «Нейробика» так важна для пожилых людей.

Центр социального обслуживания был создан 21 декабря 1992 года для совершенствования социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста, граждан с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Сегодня в Приозерском комплексном центре социального обслуживания населения получают услуги на дому более 500 человек, в реабилитационном отделении социального обслуживания с дневным пребыванием более 50 человек, в стационарном отделении с временным проживанием – более 25 человек, а также более 60 человек – слушатели Университета третьего возраста. Порядка 90 % – это граждане старшего поколения, в том числе более 60 % – с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодняшний день учреждения – это социальная работа специалистов, направленная на использование современных и эффективных технологий социального обслуживания различных категорий населения и улучшение их качества жизни. Главное отличие центра – это люди: энергичные, образованные, талантливые, творческие и трудолюбивые. В своей деятельности они опираются на высокие стандарты предоставления социальных услуг, предлагая современные, актуальные услуги, адресные решения.

– Наталья Юрьевна, что послужило толчком к созданию такого реабилитационного центра для людей с ограниченными возможностями и как возник проект «Сохранить память»?

– Большая часть получателей социальных услуг на дому ждет социального работника не только для решения каких-либо проблем, а просто поговорить. Такая же проблема обозначена специалистами и на других отделениях. Это – социальная изолированность. Многие остались одни, дети разъехались или им не хватает времени для общения со старшим поколением. Пожилым гражданам присуще предаваться воспоминаниям. Бороться с социальной изолированностью можно, используя собственные ресурсы людей, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы способны компенсировать утрату людьми прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни в пожилом возрасте, а также «особенными» людьми. Использование воспоминаний способствует восприятию человека в качестве субъекта социального действия, которому присущи активность, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования. Сами люди старшего возраста и в том числе люди с ограниченными возможностями не только хотят быть объектом помощи, но и сами стремятся помогать другим, быть полезными.

Воспоминания эмоционально восполняют жизнь человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасая от одиночества и депрессии.

Поэтому не стоит отгораживаться от разговоров о прожитой ими жизни, отговариваться нехваткой времени. Для пожилого человека воспоминания – это своего рода защита от стрессов, вдохновение. Наша задача – направить воспоминания в нужное русло, помочь пожилым гражданам раскрыться, избежать разочарований, неприятных воспоминаний.

В рамках проекта с использованием биографического метода социальной работы планируется создать летопись воспоминаний получателей социальных услуг центра. Этот инновационный проект терапии воспоминаниями реализуется для успешного восстановления личности, престижа в собственных глазах и в глазах окружающих, устранения социальной изолированности. Применение терапии воспоминаний позволяет проводить коррекцию внутренней картины недомоганий, отношения к друзьям, обществу в целом, формировать позитивное мировоззрение, дает возможность провести оценку себя и окружающих.

Из воспоминаний прошлого поколения мы можем узнать о богатой родословной, старинных обрядах и обычаях, их любимых занятиях. Проанализировав все вышеперечисленное, учитывая желание наших подопечных общаться, мы загорелись идеей создания проекта «Сохранить память». В названии заложены два направления работы. Первое – сохранение памяти у граждан старшего поколения, второе – сохранение памяти о старшем поколении. Мы не разграничиваем пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями. Поэтому все наши проекты нацелены на работу с различными категориями граждан и объединяют нас. Мы одно целое – мы равных возможностей.

– Что представляет из себя концепция проекта «Сохранить память»? Как вы добиваетесь улучшения самочувствия у пожилых людей и людей с ограниченными возможностями?

– Практика проекта «Сохранить память» – это бесплатные спектакли и возможность пациента самому стать актером.

«Театр воспоминаний» – это цикл мини-спектаклей по темам: любимая игрушка, забытый винил, первая любовь, военное детство и т. п. Практика направлена на организацию культурного досуга старшего поколения и относится к театротерапии – одному из экспрессивных психотерапевтических методов арт-терапии, способствующих купированию психологических и социально-психологических проблем личности посредством драматического и театрального искусства. Эта арт-терапевтическая практика находится на стыке между искусством и терапией и ориентирована на снижение социальной изоляции, ослабление социальных фобий, оптимизацию саморефлексии, вербальной и невербальной коммуникации, стимулирование самодисциплины и чувства ответственности, развитие креативности, повышение самоуверенности, развитие навыков эмоциональной саморегуляции и др. В театральном творчестве возникает особое воспитательно-образовательное пространство, которое становится средством реабилитации, подобное использование театрального творчества получило название паратеатральной терапии.

Терапевтическим эффектом репетиционного процесса подтверждается очевидными улучшениями в психоэмоциональном состоянии участников проекта, которые становятся более уверенными в себе, значительно улучшают коммуникативные навыки (т. к. большинство участников проекта ограничены домашним кругом общения и постепенно утрачивают навык коммуникации), что в итоге оптимизирует социальную адаптацию, участник раскрепощается, адекватно ощущает себя в пространстве, в мире; меняется его речь и пластика.

В процессе работы над пьесой идет обсуждение материала, разбираются ситуации правильного поведения и нравственных ориентиров. Роли «артистам» распределяет не только режиссер, но и психолог, для того чтобы в процессе игры человек мог отработать определенную эмоцию, научиться реагировать и восстановить утерянные коммуникативные навыки. 8–10 подопечных заняты в постановке в качестве актеров, остальные помогают шить костюмы, создавать декорации, таким образом, творческий процесс захватывает гораздо большее количество пациентов. Материал для постановки не всегда берется позитивный (по желанию участника проекта), но, чтобы не усугублять депрессивные проявления заболеваний, предпочтение для сценариев мини-спектаклей отдается позитивным историям. Театротерапия тем самым решает проблему преодоления когнитивного дефицита (заучивая слова, подопечный тренирует память, вникая в смысл роли, развивает мышление).

Благодаря занятиям в студии актеры за короткое время научились бороться со своим недугом не только на сцене, но и в жизни, улыбаться и забывать о трудностях. Занятия актерским мастерством, сочинение этюдов и «читка» инсценировок способствуют исправлению нарушений речи, развитию памяти, координированию движений.

– Расскажите, пожалуйста, о достижениях вашего творческого коллектива и его участников.

– Проект «Сохранить память» – инновационный. Он вошел в жизнь центра в октябре 2022 года. В это же время организовался театральный коллектив «МОЛОДЕЖКА.RU». На его счету уже не одна постановка, самые запоминающиеся – это «Сказка о глупом мышонке» и «Колобок». Это сказки-воспоминания из жизни подопечных центра. Одно из них – это первое посещение в детстве театра, премьеры сказки о глупом мышонке. Второе воспоминание – это сказка детства «Колобок», но рассказанная именно в такой интерпретации, которая была представлена коллективом. Мы планируем участие в различных конкурсах районного, регионального и федерального уровней. Постановка «Сказка о глупом мышонке» представлена в настоящее время для участия в V конкурсе малых форм театрального искусства среди граждан пожилого возраста «Открытая сцена».

– Какие еще программы разрабатываются для поддержки и реабилитации данной категории людей?

– Наряду с проектом «Сохранить память» параллельно применяется инновационный проект, разработанный специалистами центра, – «От фитнеса для ума – к активному долголетию». Практика состоит из следующих программ: «Кислородный коктейль», «Утренняя зарядка», «Пальчиковая гимнастика», «Когнитивный тренинг», «Нейробика», «Монтессори», «Танцетерапия» и «Интегративная музыкотерапия».

Поскольку возраст является самым сильным и независимым фактором риска нарушений памяти и других высших мозговых (когнитивных, познавательных) функций, количество людей с подобными расстройствами увеличивается одновременно с ростом числа лиц пожилого возраста. К высшим мозговым, или когнитивным (познавательным), функциям относятся наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. К этим функциям относятся: восприятие информации – обобщение; обработка и анализ информации, вынесение умозаключений, принятие решения – мышление; запоминание и хранение информации – память; обмен информацией – речь.

Память – одна из основных высших мозговых функций. Именно снижение памяти, забывчивость в первую очередь беспокоят человека и постепенно начинают мешать осуществлению нормальной жизнедеятельности. Нередко приходится сталкиваться с заблуждением, что нарушение памяти и других когнитивных функций является нормой в пожилом возрасте. Это не так. Выраженность возрастных изменений индивидуальна. Наша практика направлена на профилактику нарушений памяти не только лиц старшего возраста, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ее цель – развитие и совершенствование форм и методов организации социальной реабилитации в учреждении, профилактика когнитивных расстройств, создание условий для активного долголетия через познание, созидание, деятельность и творчество. Перед учреждением поставлены следующие задачи:

1. Создать условия для повышения адаптивного потенциала пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

2. Разработать для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями интересные, эффективные, но простые для восприятия программы когнитивной тренировки, комплекс упражнений для рук (пальчиковая гимнастика), утреннюю зарядку, разработать памятки, способствующие ежедневному выполнению программ и упражнений в домашних условиях.

3. Ознакомить людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями с программой «Нейробика» и помочь на практике внедрить полученные знания в жизнь.

4. Ознакомить и обучить пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями упражнениям по методу Монтессори, разработать памятки, способствующие ежедневному выполнению упражнений в домашних условиях.

5. Повысить уверенность граждан в своих силах.

6.Способствовать познанию, созиданию, деятельности и творчеству пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Социально-реабилитационный процесс – это комплексная многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, с которой вы можете ознакомиться на реабилитационном отделении социального обслуживания с дневным пребыванием, на стационарном отделении с временным проживанием, на отделениях социального обслуживания на дому, а также если вы – слушатель Университета третьего возраста. Вы сможете стать участником таких программ, как «Аэротерапия», «Скандинавская ходьба», «Терренкур», «Флюид-арт», «Арт-терапия». Вы познакомитесь с волонтерами отряда «Добрые сердца». Специалисты центра всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: