От Белкина до золотой форели: законодательное собрание Ленобласти провело выездной семинар для областных журналистов

Разное

19 октября состоялась встреча депутатов Законодательного собрания с руководителями средств массовой информации. По окончанию пресс-конференции в областном парламенте журналисты традиционно отправились в ознакомительную поездку по Ленинградской области. На этот раз объектом внимания областных СМИ стали Гатчинский и Лужский районы. О том, где побывали журналисты – рассказ главного редактора газеты «Приозерские ведомости» Татьяны Чумериной.

В гости к Белкину

Первым нас встретил обновленный после четырех лет реконструкции музей Белкина в Гатчинском районе области – «Дом станционного смотрителя» – целый комплекс, который включает исторические здания почты 1834 года, конюшни, шорные мастерские и пожарную каланчу.

Он находится в очень интересном местечке Выра.

Старинная русская деревня Выра, расположенная на 72-м километре Киевского шоссе, встречает гостей верстовым столбом с надписью: «До Петербурга 69 верст. До Пскова 239 верст». Именно здесь, в здании старой почтовой станции, построенной в конце 1830-х годов, расположен музей «Дом станционного смотрителя», посвященный литературным произведениям А. С. Пушкина и российскому дорожному быту первой половины XIX века.

В XVIII – первой половине XIX века проезжавшие по Псковскому тракту меняли на Вырской почтовой станции лошадей. Станция в Выре была третьей по счету от Петербурга – после Софии (ныне часть города Пушкина) и Гатчины.

Деревня Выра впервые упоминается в «Окладной книге Господина Великого Новгорода» XV века: «…в Грезневском же погосте Великого Князя волости и села и деревни за детьми за боярскими в поместье сельцо Выра на р. Оредежи, Межново, Батово».

Согласно легенде, от названия деревни Выра получил свою фамилию станционный смотритель Самсон Вырин – один из героев пушкинских «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Повесть «Станционный смотритель» – это грустная история о судьбах маленького чиновника 14-го класса и его красавицы-дочери.

Сейчас посетитель, открыв дверь в горницу почтовой станции, видит «смиренную, но опрятную обитель» станционного смотрителя, картинки, такие же, как те, которые рассматривал Пушкин, «горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавеской и прочие предметы». Экспозиция также рассказывает о дорогах, по которым путешествовал Пушкин, о произведениях русской литературы, где действие происходит на почтовых станциях. Помимо сохранившегося здания почтовой станции в музейный комплекс входят воссозданный двор с хозяйственными постройками, ямская изба, часовня Космы и Дамиана.

Музей уже не раз становился площадкой для съемок в исторических интерьерах.

Мы смогли не только увидеть, но и услышать дух эпохи, отдаленной от нас теперь на два столетия – герои Пушкина вдруг ожили в отрывке аудиоспектакля. И захотелось вновь перечитать со школы известные произведения.

В других залах музея, посвященных быту ямщиков и проезжающих, благодаря умелой музеефикации до нас то и дело доносились переливчатые бубенцы под дугой удалой тройки, крестьянские песни и господские романсы, а этнографы рассказывали о том, для чего был предназначен тот или иной предмет старинного быта.

Добавлю, что реконструкция музея завершилась в 2023 году, и для многих из моих коллег, кто бывал тут ранее, изменения стали сюрпризом.

При этом проведенная реконструкция не ставила перед собой цель воссоздать конкретный временной период, а посему не удивляйтесь, увидев рядом с постройками пушкинских времен деревянную пожарную каланчу начала XX века, воссозданную с нуля.

Ну и, конечно же, благодаря реконструкции у музея есть все необходимое для сохранения экспонатов, для удобства посетителей (в том числе и обширная парковка), интерактивные зоны, вызывающие интерес у экскурсантов любого возраста.

Кстати, недалеко от музея на Киевском шоссе расположен трактир «У Самсона Вырина» с необычным интерьером: деревянные, крепко сработанные столы и лавки, росписи и обшивка стен, часы с кукушкой, подкова, заменяющая дверную ручку… Интересна и кухня: грибы в сметане, фирменный хлеб «Ромашка», русский сбитень, пирожки с брусникой. Проект интерьера заведения принадлежит Александру Семочкину.

Правда, там мы не успели побывать, так как нас ждал…

Международный центр реставрации в Рождествено

На этот режимный объект можно попасть лишь в составе делегации. Торжественное открытие центра тоже состоялось в этом году в феврале, а сейчас он уже вошел в рабочий ритм.

Нас радушно встретил руководитель центра Георгий Балахничев и рассказал о перипетиях в создании уникального комплекса, построенного в стиле хайтек, о том, как сложно найти настоящих талантливых реставраторов.

Также руководитель центра рассказал о привлечении для работы в новый центр специалистов по разным направлениям реставрации. «Это такая многотрудная, сложная работа, которой нужно долго, порой до 10 лет, учиться. Мастерские пока запущены не все лишь потому, что людей еще нужно искать, но мы обязательно это сделаем», – подытожил он.

Затем он провел для нас небольшую экскурсию.

Первым нас встретил световой выставочный зал, где в будущем планируется создать зимний сад. А затем мы посетили несколько реставрационных мастерских и лабораторий. Всего их на площади центра 14, они оснащены новейшим оборудованием, благодаря которому специалисты могут реставрировать и сохранять старейшие фондовые предметы на новом технологическом уровне.

В мастерской, которая занимается работой с металлом, нас ждала удивительная встреча – именно там реставрируют знаменитые ворота из крепости Корела. При их виде мы с Людмилой Федоровой одновременно воскликнули: «Наши ворота!» и обрадовались им, как доброму приятелю…

Нас познакомили с процессом реставрации ворот и немного развенчали с детства знакомые легенды. Ведь предание, которое знает каждый уважающий себя приозерец, гласит, что обить ворота металлом кирасирских лат поверженных в ходе Северной войны шведов повелел сам Петр Великий. Но, как пояснили мастера реставрации, хоть кирасы и той эпохи, скорее всего, ворота были созданы все же в более поздний период. А обновления деревянного слоя на них вообще относятся местами ко временам СССР. Установить степень сохранности и отреставрировать этот уникальный музейный объект планируется в течение ближайших месяцев.

Побывали мы в мастерской, где реставрируют деревянные изделия, скульптуры.

В живописной реставрационной мастерской мы увидели только что привезенное сюда из музея-усадьбы Извара полотно Николая Рериха – одно из трех подлинных полотен художника, которые находятся в музее в Волосовском районе.

Вот так вот, случайно соприкоснуться с шедевром Рериха… Сердце замерло на секунду – это точно!

Кроме того, там же были и другие полотна, в том числе с изображением С. М. Кирова из Волхова.

Как пояснил Георгий Балахничев, подобные уникальные экспонаты попадают в центр по заявкам музеев и согласно госзаданиям Минкульта.

Процесс реставрации непрост и многоступенчат. Для начала каждый экспонат попадает в фотолабораторию, где проводится его подробнейшая поэтапная фотофиксация. Затем совет с участием хранителей выбирает оптимальную программу реставрации. На каждый объект ведется подробный реставрационный паспорт, где каждый мастер тщательно фиксирует даже самые незначительные (на первый взгляд) манипуляции, для того чтобы в дальнейшем история его была максимально полной.

Святой остров – земля обетованная

На второй день выездного семинара руководителей СМИ региона, организованного пресс-службой Законодательного собрания Ленинградской области, нас ждала увлекательная экскурсия по достопримечательностям Лужского района. Ее провел для нас журналист, краевед и историк Игорь Половинкин.

И первой точкой соприкосновения с историей и культурой Лужской земли стал Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь. Сейчас в нем обитают 10 монахов, но много лет его главный храм представлял собой руины. Сейчас монастырь возрожден, а храм полностью восстановлен и сияет золотыми куполами.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь основан в XV веке. Исторически он располагался на острове, который со всех сторон омывали озерные воды. Позже для связи острова с «материком» построили дамбу, протока заросла и заболотилась. Так обитель оказалась уже на полуострове. Череменецкое озеро издавна славится своей красотой: сосновые леса, чистый воздух, песок с содержанием кварца делают отдых в этом месте близким к курортному. Прекрасная природа не в последнюю очередь позволяет ощутить здесь безмятежность и удаленность от повседневной суеты.

Предание гласит, что во времена царствования Иоанна III, в 1478 году, на острове Череменецкого озера, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Князь, услышав о чуде, повелел основать на острове монастырь во имя этого святого для обороны и надзора за окружающими территориями.

Кроме религиозной миссии монастырская обитель на приграничной территории должна была выполнять и оборонительную функцию. Неспроста главный собор монастыря так похож на средневековый замок, а первыми насельниками там стали воины.

В XVII веке обитель пережила нападение литовских войск, но смогла возродиться. После революции, в предвоенные годы здесь располагались учреждения, связанные с сельским хозяйством, в послевоенное время – Череменецкая турбаза, остатки которой на полуострове сохранились до сих пор. С 1997 года монастырь вновь стал действующим.

За пределами монастырских стен, на склонах холма устроена целая система кольцевых дорожек, которые, концентрически сужаясь, приводят путешественников ко входу в Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь.

От входа дорожка ведет к холму, на котором стоят два белоснежных храма: небольшая церковь Преображения Господня, которой более трехсот лет (от нее вниз ведет обнаруженная при реставрации старинная каменная лестница), и пятиглавый Череменецкий Иоанно-Богословский собор с эффектной колокольней, увенчанной тонким шпилем. Храм построен из местного известняка белого цвета (он был восстановлен на месте храма, возведенного на рубеже XV–XVI веков и взорванного в 1958-м: требовались кирпичи для строительства местного совхоза). Главной святыней монастыря считается икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которого называют Апостолом любви – это та самая «явленная» икона, благодаря которой и была основана обитель. Икона впечатляет красотой и достаточно большим размером.

Новую историю монастырь ведет с 1998 года. Именно тогда начались первые работы по расчистке территории острова и восстановлению храмового комплекса.

Среди достопримечательностей монастырского острова – кладбище, где похоронены представители таких знаменитых родов, как Глинки-Маврины, Ушаковы, Елагины, Нащокины, Апраксины, Пушкины. В советский период кладбище пришло в запустение, склепы были разрушены. Однако один готический склеп конца XIX века сохранился. Согласно легенде, все, кто хотел его уничтожить, умирали от сердечного приступа или получали серьезные переломы конечностей. В результате мрачное сооружение обрело дурную славу среди вандалов, и постепенно от него отстали. Под этим склепом-часовней находится могила матушки Александра Половцова – известного промышленника, крупного государственного и общественного деятеля, статс-секретаря Александра III, на тот момент одного из богатейших людей России. Его поместье в поселке Рапти (ныне – им. Дзержинского) находилось на другом берегу Череменецкого озера.

Живописны келейный корпус и баня, сложенные из камня. На территории монастыря сохранились старинная лиственничная аллея и мощный дуб – возможно, ровесник самой обители.

В 2018-м в возрожденном из руин монастыре праздновали его 540-летие. По воспоминаниям монахов, реставрационные работы шли необычайно легко. А водружение куполов на главный собор и вовсе было ознаменовано чудом. Эти сложные работы проводили в феврале. Дул сильный ветер, и все переживали, получится ли в таких условиях поднять и установить купола. Однако в самый ответственный момент ветер неожиданно стих. Установка куполов заняла не два-три дня, как это обычно бывает, а всего десять часов. Как только работы были окончены, ветер вернулся. А через пару дней над новыми куполами появилась февральская радуга. Недавно в храме Иоанна Богослова установили долгожданный иконостас.

Игорь Половинкин рассказал о том, какой любовью пользовался монастырь у окрестных помещиков. Однажды, когда монастырь хотели отдать под управление Николо-Вяжищского монастыря на Новгородчине, окрестные дворяне вступились за самостоятельность этого духовного центра и отстояли его. Бывали здесь и члены царской семьи, а великий князь и известный поэт Константин Константинович Романов, творивший под псевдонимом К. Р., посвятил монастырю стихи.

Кроме религиозных паломников и любителей истории окрестности Череменецкого озера привлекают уфологов и приверженцев сверхъестественного, поскольку эта местность входит в список аномальных зон России. А местные жители передают из уст в уста удивительные истории о необычных явлениях, которые здесь происходят уже много столетий. Это рассказы о сиянии пурпурного цвета, которое якобы исходит от озера летом, о красных огненных шарах, летающих над водоемом, и о целительных свойствах воды озера и его родников.

Кроме того, уфологи, опираясь на информацию о том, что озеро много тысяч лет назад образовалось в результате разлома земной коры, считают: это место обладает мощной подземной энергетикой, которую «гости из внеземных цивилизаций используют в качестве топлива для своих летательных аппаратов». Об этом в конце 1990-х – начале 2000-х годов неоднократно рассказывали местные районные газеты, публикуя статьи под названиями «Под Лугой обнаружен пункт заправки НЛО» или «НЛО ныряет в Череменецкое озеро».

Мы пробыли в монастыре около полутора часов и ни одной летающей тарелки не увидели. Однако заряд бодрости и хорошего настроения действительно получили мощный.

Возрождение элиты

Следующим пунктом программы стал возрожденный на лужской земле конный завод «Калгановский», где нас встретила Виктория Ярмухаметова, директор Музея Калгановского конного завода.

Конный завод «Калгановский» интересен с исторической точки зрения, здесь выращивали известных орловских рысаков с начала ХХ века.

Вообще, в России разводить породистых лошадей всегда считалось благородным и важным делом, некоторое время это занятие было престижно на государственном уровне.

Завод был основан в начале прошлого века действительным членом Императорского Санкт-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства Георгием Курдюмовым близ его же усадьбы. С тех времен сохранился конный круг, где до сих пор порой проводятся конные соревнования, но сама усадьба более не существует.

Месторасположение завода объясняется тем, что владелец не мог оставить службу в Петербурге и в то же время хотел видеть любимое дело перед глазами.

Имение Курдюмова было расположено в живописном месте – на берегу Раковского озера. В конюшнях были предусмотрены все удобства для лошадей: тепло, просторные денники, вода, для вентиляции был устроен камин. Был также построен манеж и просторные левады. Свое коннозаводское дело Курдюмов начал с покупки 12 орловских кобыл от хороших производителей в лучших заводах того времени – князя Л. Д. Вяземского, М. В. Оболонского, А. Н. Добрынина, Н. И. Трубникова и других.

Стояли в заводе два жеребца: серый орловский Хрусталь от Хана и Бедовой и метис Лорд от Лукуллуса и Плутовки. Лошади Курдюмова выступали на Семеновском ипподроме в Петербурге, получали премии на сельскохозяйственных выставках.

После революции и Гражданской войны «Курдюмовские конюшни» были сильно разграблены, а в 1922 году национализированы. На их месте появилась Государственная заводская конюшня, где осталось сильно поредевшее поголовье орловских рысаков. Но завод действовал и развивался, на фотографиях сохранилась история тех достижений.

Перед Великой Отечественной войной всех лошадей эвакуировали в Вологодскую область, затем в теплушках отправили в Йошкар-Олу. Во время войны погибло 9 млн лошадей, это половина поголовья всей страны. В музее завода висят фотографии парада 1945 года, который маршал Жуков принимает верхом на орловском рысаке по кличке Кумир. Это настоящая боевая лошадь, получившая четыре пулевых ранения.

Этот момент запечатлен и в статуе Виктора Бажинова, чьи работы занимают почетное место в музее завода. Дело в том, что до войны его отец работал на конном заводе, а будущий скульптор помогал ему. Он с детства любил лошадей и знал всю работу по уходу за ними. Эту любовь он пронес через всю жизнь и, когда стал знаменитым скульптором, изготовил для завода несколько конных статуй.

В 1967 году Курдюмовские конюшни были воссозданы заново на базе колхоза «Ударник» и подсобного хозяйства Лужской ГЗК и получил название Лужский конный завод, а с конца 1968 года стал называться конным заводом «Звездочка».

Конный завод «Звездочка» в основном занимался выращиванием и разведением орловских рысаков. Матки конезавода принадлежали к линиям ловчего, вельбота, громадного, воина, пилота и корешка. С момента основания «Звездочки», в 1968 году, конезавод был многопрофильным хозяйством и занимался племенным коневодством, молочным животноводством, овощеводством.

Хозяйство стало гордостью всего Северо-Западного региона, и в этом была большая заслуга профессора Афанасьева. Им были собраны очень редкие породные линии орловских рысаков, настоящие жемчужины. Завод работал как хорошо налаженная структура, проводились скачки, праздники с участием лошадей. Большинство рысаков завода принадлежало к классу элита.

Когда пришли сложные перестроечные времена, коневодство стало одной их нерентабельных областей сельского хозяйства. Завод переживал сложные времена, лошади голодали. Сотрудникам завода три года не платили зарплату, но они продолжали ухаживать за лошадьми. В этот сложный период ни одну лошадь не отправили на мясо, все поголовье было сохранено. Но завод был продан в частные руки, и началось его постепенное уничтожение.

В 2005 году оставшиеся 30 лошадей были проданы, и завод прекратил свое существование.

В настоящее время у конезавода новый грамотный директор. Своими силами и при поддержке главы администрации Лужского района директор и дружный коллектив Калгановского завода ведут последовательную работу по возрождению легендарной, известной на весь мир орловской рысистой породы.

Идет постоянная работа по развитию инфраструктуры и обустройству конюшен. Лошади содержатся в хороших условиях. Организован качественный постой для лошадей. Конечно, для полного восстановления работ по племенному разведению поголовья еще недостаточно, но коллектив завода предпринимает все возможные усилия для возобновления этих работ, более того, эти работы уже ведутся! На территории завода рождаются жеребята орловской рысистой породы.

В 2015 году открылся Музей истории завода, где можно воочию увидеть, как развивалось конезаводство в Калгановке. В этом же году несколько лошадей повезли на XVII Международную выставку по коневодству в Санкт-Петербург. Несмотря на большой перерыв, лошади показали хорошие результаты. Особенно отличился Талер, он был признан лучшим тяжеловозом выставки.

Также лошади конного завода принимали участие в региональной конной выставке ИППОСФЕРА 2016 – уже второй год подряд. Многие лошади занимают призовые места на ИППОСФЕРЕ, это говорит о том, что конный завод развивается. Вместе с развитием завода развивается и его коллектив, одному из сотрудников было присвоено звание лучшего хендлера выставки!

2017 год был не менее знаменательным для завода. В честь 50-летия завода «Звездочка» был проведен Фестиваль орловского рысака, первый в Северо-Западном регионе.

Для привлечения туристов и детей была открыта контактная ферма. Это новейший вид взаимодействия человека и животного в условиях, приближенных к фермерским. Есть направление развития взаимодействия людей и лошадей с медицинским уклоном – иппотерапия.

Завод живет и развивается, в последнее время очень много приезжает туристов и отдыхающих из Санкт-Петербурга, Новгорода и Луги. Человек всегда стремился к общению с животными, особое отношение у людей к лошадям – этим красивым и гордым домашним животным.

На территории завода работает детская конноспортивная секция, а также проводятся индивидуальные уроки верховой езды с инструктором.

За то время, что мы находились на территории конного завода, мы и познакомились с историей предприятия, и много узнали о породах лошадей – орловских рысаках, ахалтекинской и арабской породе, упряжных и верховых лошадях, пони и лошадях-тяжеловозах. Причем со всеми этими лошадьми смогли познакомиться воочию, покормить и погладить их, а я не удержалась и прокатилась верхом.

Итоговой точкой нашего мини-путешествия стала Луга – небольшой город в 140 км от Санкт-Петербурга. (Интересно, что от Луги до Пскова – 136 км, а до Великого Новгорода – вообще 93 км.)

Луга основана в 1777 году. Проводя административную реформу, Екатерина II основала множество новых городов, в том числе Лугу.

В Луге уникальный местный климат: район получает больше солнечного тепла, чем другие районы Ленобласти. За это и за целебные свойства воздуха, которым Лужский район обязан обилием хвойных лесов, его именуют «Крымом на севере». В городе протекает река Луга, давшая название городу.

В период Великой Отечественной войны Луга стала оборонительным рубежом. В 1941 году Луга 47 дней стояла насмерть, не пропуская к Ленинграду полчища захватчиков.

В 2010 году за мужество, стойкость и героизм города указом президента Луге было присвоено звание «Город воинской славы».

По приезду в районный центр Лужского района мы оказались в разгаре субботника: на преобразившейся после масштабной реконструкции набережной одноименной реки сотрудники администрации района под предводительством своего главы Юрия Намлиева высаживали зеленые кустики. Юрий Намлиев лично поприветствовал журналистскую братию в уютной зоне отдыха с качелями и рассказал о произошедших за последние годы положительных изменениях в облике и набережной, и самого города.

Комплексное благоустройство зоны отдыха в Луге началось в 2017 году. Тогда в городе появилась набережная с амфитеатром для массовых мероприятий, зоной для прогулок, памятником А. С. Пушкину (туда мы тоже сходили). А в месте нашей встречи в жизнь воплощается уже пятый этап благоустройства прибрежной зоны отдыха.

В итоге на протяжении последних лет в Луге появились новые места тихого и активного отдыха с пляжными зонами, пешеходными дорожками, досуговые тематические площадки, видовые площадки с городскими качелями. Рядом с новой комфортной территорией располагаются парк «Заречный» и парк «Спортивный», благоустроенные в 2020 и 2022 годах в рамках всероссийского конкурса.

Побывали мы в этот день и на лужском «вантовом мосту», неподалеку от которого создан арт-объект в виде золотой форели – одного из элементов городского герба Луги, возле реставрируемого главного храма города – Екатерининской церкви, сфотографировались на скамеечке рядом с Александром Сергеевичем… Коллеги, кто уже бывал в Луге раньше, в том числе благодаря выездным семинарам-встречам Законодательного собрания, отметили, что город за последние несколько лет заметно преобразился.

Путешествие в рамках выездного семинара получилось очень ярким и познавательным, впрочем, как всегда. Хочется отметить, что именно благодаря таким выездам в разные районы Ленинградской области я и мои коллеги побывали в самых разных ее уголках – от Ивангорода и Кингисеппа до Подпорожья и Бокситогорска. Познакомились с интересными людьми, узнали об уникальных производствах, арт-объектах, о том, как живет и развивается наша малая Родина. И это здорово! Ведь всегда лучше один раз увидеть, чем сто – услышать! Очень хочется надеяться, что эта добрая традиция проводить выездные семинары в рамках встреч с депутатами Законодательного собрания сохранится еще на долгие годы.

P. S. Интересный факт уже из моей биографии. 50 лет назад я ведь чуть не стала… лужанкой. Дело в том, что, работая на Крайнем Севере, мои родители вступили в кооператив (была в СССР такая форма приобретения жилья) именно в Луге. Но по воле судьбы старшая сестра Лариса с мужем приехали работать в Приозерск. И узнали, что на улице Поперечной продается дом… Мама не планировала его покупать – всю жизнь она прожила в благоустроенных квартирах, но решила воспользоваться случаем и поехала навестить дочку. И спустя несколько дней папе в Усть-Неру прилетела телеграмма: «Очарована местом. Высылай деньги». И вместо Луги мы поехали в Приозерск. О чем я совершенно не жалею. Но это уже другая история…

Татьяна Чумерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: