в школу — за любовью к животным: в Ленобласти обсудили лучшие практики по экологическому воспитанию
Как ведется экологическое воспитание в образовательных учреждениях Ленинградской области и как воспитать в детях ответственное отношение к животным, обсудили комиссии по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту и по агропромышленному комплексу, сельским территориям и природопользованию Общественной палаты Ленинградской области на совместном заседании, которое прошло в онлайн формате 14 апреля.
Вопрос ответственного отношения к объектам животного мира общественники 47-го региона поднимают не в первый раз, однако на состоявшемся заседании акцент было решено сделать на взаимодействии образовательных учреждений с некоммерческими и общественными организациями, имеющими большой положительный опыт в сфере экологического воспитания детей, подчеркнула, открывая обсуждение, председатель комиссии по образованию Вероника Каторгина.
Сегодня в Ленинградской области — около 9 тысяч безнадзорных собак, еще около 2 тысяч находятся в зарегистрированных приютах, рассказал специалист отдела государственного надзора в области обращения с животными и профилактики правонарушений в области ветеринарии Управления ветеринарии Ленинградской области Андрей Якобсонс. Большинство животных оказались на улице по вине человека, и чтобы решить проблему, Управление запустило проект по передаче безнадзорных животных в ответственные руки под символичным названием «Мы в ответе за тех, кого приручили». На сайте управления появился раздел, где размещены адреса приютов — партнеров проекта и база находящихся в них животных. Посетителям раздела помогут выбрать питомца, проконсультируют по его содержанию, уходу и социализации. Также запущена схема по подбору животных из единой базы через сеть областных МФЦ, правда пока эта функция работает в тестовом режиме и только в Приозерском районе, но проект молодой и активно развивается. Помимо этого, управление ведет информационную работу с населением, разрабатывает социальную рекламу и готовит видеоуроки по ответственному отношению к домашним питомцам для школьников.
Человек — единственный представитель животного мира, который наносит вред природе, отметил видеоблогер-журналист, кандидат биологических наук Павел Глазков, однако узнав и полюбив ее, он будет жить по принципу «не навреди». Автор эколого-просветительского фестиваля «Каждой твари по паре», фотовыставки «Материнство в живой природе» и мастер-классов предлагает формировать любвь к Родине через любовь к родной природе. Самая благодарная аудитория, по мнению П.Глазкова — дети, они не только готовы и хотят узнавать новое и меняться, но и влияют на окружающих взрослых.
В современной России и непосредственно в нашем регионе реализуется немало программ, направленных на формирование ответственного отношения к животным. В заседании приняли участие представители целого ряда таких программ. Около 30 регионов России уже стали участниками проекта для школьников «Мы — твои друзья», работающего при содействии компании «Пурина» и ряда государственных органов и учреждений. По словам руководителя проекта Александры Макеевой, ежегодно в нем участвует около 250 тысяч детей. Программа для школьников 7-12 лет реализуется в рамках внеурочной деятельности, ее участники-дети бесплатно обеспечиваются рабочими тетрадями, педагоги — методическими материалами, плакатами и онлайн поддержкой. Тестирование, проведенное специалистами в одном из регионов, подтвердило положительный эффект: дети, прошедшие обучение, они не только знают больше о животном мире, чем их сверстники, но и больше вовлечены в уход за своими питомцами.
Волонтерский проект «Бабушка накормит», о котором рассказала Екатерина Назаренко, направлен на воспитание ответственных опекунов животных, стерилизацию и, соответственно, недопущение бесконтрольного размножения безнадзорных кошек, повышение качества их жизни и обустройство мест обитания. Отношение к безнадзорным кошкам у населения разное, но в выступая в защиту проекта, модератор встречи Вероника Каторгина привела в пример высказывание жителя дома в Отрадном, где жители заботятся о своих «подвальных» питомцах: «Мы сделали выбор между кошками и крысами и выбрали котиков».
В рамках проекта «Огонек добра» развернуто сразу несколько направлений деятельности: это помощь детям, оставшимся без родительского попечения, детям с ОВЗ, старшему поколению и помощь природе. НКО регулярно проводит уроки доброты для детей — участников ее программ, а маршрут помощи животным «Огонек добра светит нашим питомцам», как отметила руководитель проекта Мария Зимина, поддержал Фонд президентских грантов. На днях в Санкт-Петербурге откроется художественная фотовыставка «Глаза в глаза», посвященная дружбе человека и животного, которая проводится в рамках проекта.
Руководитель НКО «Голоса за животных» Динара Агеева озвучила проблему защиты прав животных и просвещения в сфере биоэтики. Современное общество воспринимает животное как ресурс, важно научить детей уважать животных и сопереживать им. Уроки биоэтики проводятся в школах, колледжах и вузах Санкт-Петербурга, например, общественники нашли единомышленников и друзей среди студентов института психологии СПбГУ.
При обсуждении проблемы защиты прав животных, необходимо соблюсти баланс, принимая во внимание тысячелетний опыт использования человеком животных в своем жизнеобеспечении, высказал мнение член Общественной палаты Михаил Шконда.
Вопрос морали и этики во взаимоотношениях человека и животного мира, экологического подхода к сущности окружающей среды поднял в своем выступлении председатель комиссии по охране окружающей среды и обращению с отходами производства и потребления Юрий Шевчук.
Темой последнего выступления на заседании стала необходимость создания зоополиции в России. Член общественного совета по ответственному обращению с животными при Комитете по ЖКХ Ленобласти Ольга Фаттуш указала на отсутствие в нашей стране правоприменительной практики в части жестокого обращения с животными, из-за чего нарушители законодательства зачастую избегают ответственности за свои правонарушения.
Подводя итоги обсуждения, В.Каторгина напомнила, что задача, которую ставят перед собой инициаторы мероприятия — изучить лучшие практики и расширить инструментарий экологического воспитания детей в образовательных учреждениях.