Основной причиной преступлений, совершаемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. Условиями для совершения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Основные причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних:
— Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
— Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
— Отсутствие занятости ребенка.
На уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
Методы профилактики детской преступности:
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.
Первичные меры профилактики преступлений:
— выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;
— выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
— корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.
Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:
— прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
— анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
Предупреждение рецидива преступления, совершенного ребенком:
— исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
— ликвидация источников негативного влияния на подростка-нарушителя.
Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Однако далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки.
Наиболее часто совершаемые несовершеннолетними противоправные действия:
-нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
-мелкое хищение;
-незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;
-употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
-деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;
-управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;
-управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;
-нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;
— заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
-мелкое хулиганство;
-пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;
-появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.
Советы родителям несовершеннолетних детей:
Приучайте ребенка к правилам жизни в обществе с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.
Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет.
И, самое главное, демонстрируйте детям собственный положительный пример!