Генеральный директор «Ленинградца» накануне старта третьего сезона в истории нашего клуба рассказал, почему назрели перемены в тренерском штабе, как руководство поддержало ребят во время пандемии, огласил клубный бюджет и задачу в первенстве ПФЛ.
Рапопорт продолжит работу в структуре клуба
– Игорь Михайлович, с чем связаны перемены в тренерском штабе команды?
– Перемены в тренерском штабе происходят, как правило, по одним и тем же причинам. Нам не удалось добиться результата, на который рассчитывали. Обосновано или не обосновано –другой вопрос. Немаловажный момент возраст Бориса Рапопорта. У него, конечно, сумасшедшая энергетика! В свои годы он сохраняет эмоции и желание заниматься любимым делом, но тренерская работа в ПФЛ очень тяжелая физически. Разъезды, поезда, автобусы. Тут нет такого комфорта, как в РПЛ, когда ты садишься в чартер, потом тебя привозят в пятизвездочную гостиницу… Учитывая все эти факторы, мы приняли решение сделать изменение в тренерском штабе. При этом очень хотели, чтобы не потерялись наработки, чтобы сохранялась преемственность. Поэтому в штабе продолжают работу Бондарук, Наумов, присоединился Макс Астафьев. Борис Завельевич остался в структуре клуба.
– В какой должности?
– Советника генерального директора. К сожалению, Борис Завельевич переболел коронавирусом, к счастью, вылечился, однако мы не могли общаться последнее время. Сейчас, когда он вернулся к полноценной жизни, обязательно встретимся, переговорим.
– И все-таки, чем конкретно Борис Завельевич будет заниматься в клубе?
– Наш клуб опирается на питерских и областных ребят. Первые годы мы комплектовались исключительно воспитанниками СШОР «Зенит». Считаю, это лучшая школа в городе, мы оттуда получаем очень качественных футболистов. Но если проанализировать составы команд РПЛ или ФНЛ, то можно обнаружить там много представителей Петербурга, области, Северо-Запада, которые не заканчивали Академию «Зенита» или СШОР. Есть воспитанники «Коломяг», «Звезды», «Локомотива», других школ. Я бы очень хотел, чтобы в структуре клуба работал человек, который внимательно осматривал бы соревнования на уровне первенства Петербурга и области, региональные турниры команд старших возрастов, чтобы мы заранее могли приглашать перспективных ребят. Борис Завельевич последние годы очень активно был связан с молодежным футболом и справится с этими задачами.
Бушуев готов бороться за победу в турнире ПФЛ
– Поговорим о новом главном тренере. Вы были ранее знакомы с Денисом Бушуевым, что-то слышали о его работе в Германии?
– Мы познакомились недавно. Первый раз общались этой зимой. Денис работал тренером сборной России 2001 года рождения, наш Ваня Будачев у него играл. Просто побеседовали, обменялись мнениями. Команда готовилась к возобновлению сезона, даже в мыслях не было приглашать нового главного тренера.
– Когда же приняли окончательное решение, что Бушуев именно тот специалист, который в настоящий момент нужен «Ленинградцу»?
– Такая мысль появилась в тот момент, когда мы осознали, что сезон продолжен не будет и нам предстоит уже готовиться к новому первенству. Вернулись к разговору с Бушуевым, я понимал, что он заинтересован работать в России. Перешли к конкретике. Денис рассказал о своей карьере, какие принципы он исповедует в тренировочном процессе, игре, какие у него подходы в общении с футболистами. Я понял, что этот тренер подходит нашей команде. У нас молодой клуб, молодые игроки и теперь работает молодой тренер.
– Человек, проживший почти 20 лет в Европе, наверняка, на какие-то вещи смотрит иначе, чем российский специалист?
– Я не считаю, что немецкие специалисты сильнее российских. Просто мне было интересно посмотреть, чем же отличаются подходы. У нас в коллективе молодые ребята, они совсем другие, у них другой менталитет, взгляды на происходящее. Они уже не знают, что такое Советский Союз. Они часто бывают в Европе, они свободные, раскрепощенные. Поэтому, на мой взгляд, и тренер им нужен, который вырос и сформировался совершенно в другой среде.
– Вы присутствуете на тренировках. О каких-то изменениях в тренировочном процессе уже можно говорить?
– Немецкий футбол всегда ассоциировался с порядком, дисциплиной. Мы видим по тренировочному процессу, что Денис пытается прививать команде эти черты.
– Но ведь и результат никто не отменял?
– Безусловно! Пусть это и прописная истина, но тренер несет ответственность за результат. Мы сразу проговаривали с Бушуевым, что перед командой ставятся серьезные задачи. Главный тренер сказал, что готов бороться за победу в турнире ПФЛ. После этого мы пожали друг другу руки и начали сотрудничество.
Играющим тренером Астафьев отработал предыдущие два сезона
– В тренерский штаб вошел Максим Астафьев. Вам не кажется, что в свои 37 лет он мог бы продолжать выходить на поле, хотя бы в роли играющего тренера. В клубе не рассматривали такой вариант?
– Мы с Максимом общались по поводу его дальнейшей карьеры. Кончено, была мысль еще поиграть, но он учился на тренера, получил категорию «А», был готов к тренерской работе. Рано или поздно надо начинать. Если выбирать лучшего игрока двух сезонов в «Ленинградце» – это Максим. По профессионализму и отношению к делу, по тому, как он ведет себя внутри коллектива, и по действиям на поле. Расставаться с таким футболистом всегда тяжело. Действительно, мы обсуждали вариант играющего тренера. Однако понимали, что это очень сложно. Если ты играешь, то уже не совсем тренируешь. Можно сказать, Макс отработал предыдущие два сезона играющим тренером. Он был воплотителем идей тренеров на поле. Эту стезю он прошел. Важно, что они давно знакомы с Бушуевым. Это здорово для клуба и для самого Максима. Астафьева будет не хватать? Возможно… Но, во-первых, в команду пришел другой «дядька» – Роман Воробьев. Во-вторых, появляется шанс у молодых, чье место Максим заслуженно занимал.
– Вы же помните историю, как в 1997 году главный тренер «Зенита» Анатолий Бышовец включил в заявку своего помощника Анатолия Давыдова. Нельзя исключать, что и Астафьев когда-то вернется на поле?
– Максим в прекрасной физической форме, он первый на стадионе, пробегает перед тренировкой свои 8-10 километров, видно, что он выглядит не хуже других ребят. Но у нас полноценная заявка и нет смысла совмещать. Впрочем, никогда не говори никогда…
Коронавирус весь мир нагнул, мы все от него пострадали
– Решение Исполкома РФС не доигрывать первенства ФНЛ и ПФЛ, с вашей точки зрения, было единственно верным?
– Я, конечно, могу прочитать мантру, что здоровье игроков для нас на первом месте. Конечно, это правильно. Но у меня более прагматичный подход. Даже если бы приняли решение доигрывать, то, учитывая дальнейшие ограничения, на практике воплотить это в жизнь было бы невозможно. ПФЛ – не Премьер-лига. Повторюсь, мы не летаем чартерами, мы просто не смогли бы перемещаться из одного региона в другой, большинство отелей были закрыты. Мы не могли возобновить тренировки. Однозначно РФС принял правильное решение. Иное решение привело бы к тому, что в команде появились заболевшие, приходилось бы снова самоизолироваться. Футбол – это игра. Игра – это радость и удовольствие. А когда рушится экономика, все закрыто – магазины, рестораны – и вдруг почему-то 22 человека выходят на поле? Ради того, чтобы записать какие-то цифры в таблицу? Коронавирус весь мир нагнул, мы все от него пострадали.
– В тяжелые дни самоизоляции вы поддерживали контракт с командой?
– Мы понимали, что ребятам очень тяжело. К моменту пандемии, они уже пять месяцев не играли официальные матчи. И когда начали выходить на пик формы, им объявили, что любимое занятие откладывается и неизвестно, когда вернется. Две недели после возвращения из Испании провели в полной самоизоляции. Потом нужно было заставлять себя выполнять какие-то упражнения. Мы старались ситуацию оживить. Просили записывать тренировки на видео. Проводили большие конференции в ZOOM. У нас вообще вся жизнь перешла в виртуальную среду. Рассказывали ребятам о планах, перспективах, что у нас готовятся какие-то изменения. Когда разрешили выходить на улицу, тренеры разослали игрокам задания для беговых тренировок. Нашли хорошую платформу, где обрабатывались результаты. И к началу первого сбора, в середине июня, ребята подошли в хорошем физическом тонусе и безумно соскучились по игре. На удаленке заниматься футболом невозможно. Надеюсь, такого кошмара больше не будет в нашей жизни.
– Разговоры о снижении зарплат, как в некоторых российских клубах, в «Ленинградце» не поднимались?
– Существуют, в конце концов, гражданско-правовые отношения. Мы просто не имели права сокращать зарплату работникам трудового коллектива. Понятно, что ребята не получали бонусы, но зарплату никто не трогал. Насколько мне известно, большинство клубов ПФЛ поступало также, кроме коллективов, которые обанкротились.
– Вся история о снижении зарплат – про миллионеров из Премьер-лиги?
– Не забывайте, что за это время еще и рубль просел. Поэтому клубы, платившие в валюте, вынуждены были сокращать платежную ведомость. Положа руку на сердце, зарплаты и без того сумасшедшие, они не соответствуют ни уровню игроков, ни заработкам самих клубов, ни экономической ситуации в стране. Это в большей степени амбиции госкорпораций и крупных частных инвесторов, но против этого я ничего не имею.
– Акционеры клуба в сложившейся ситуации не охладели к футболу?
– Больших рисков в финансировании мы не видим. В клубе создана хорошая структура акционерного капитала. 25 процентов акций принадлежит правительству Ленинградской области и относительно небольшие средства область выделяет на клуб. По-прежнему с нами 5-6 довольно крупных акционеров, которые в своих масштабах тратят не такие уж и больше деньги.
– Бюджет на ближайший сезон останется прежним?
– 100 миллионов рублей. Нам этих денег вполне хватает, чтобы чувствовать себя уверенно в ПФЛ.
– В нынешнем сезоне на футболках игроков «Ленинградца» появится титульный спонсор. Почему именно компания ЛСР?
– Это один из наших акционеров. ЛСР оказывает нам серьезную финансовую поддержку. И помогает в организационных моментах. Не стоит акцентировать внимание на титульном спонсоре. Другое дело, что форма теперь смотрится, на мой взгляд, очень симпатично!
Главный конкурент – «Олимп-Долгопрудный»
–В группе 2 ПФЛ, где выступает «Ленинградец», увеличилось число команд. Это позитивный момент?
– Однозначно! Считаю, что в предыдущие сезоны мы играли мало. У нас 27 игроков в обойме, ребята должны получать больше практики. Сейчас еще география расширилась. Я только «за» все эти нововведения двумя руками! Вернулись команды из Смоленска, Твери, фарм-клуб московского «Динамо», две команды из Сибири. Я бы и в Кубке России не формировал пары по региональному принципу, а перемешивал команды. На одну игру можно слетать и на юг, и на Урал. Очень обидно, что не будет в нашей группе «Пскова». Мы же с ними столько матчей сыграли. Очень надеюсь, что через год они вернутся.
–Предстоящие поездки в Сибирь и Забайкалье вас не пугают, хотя бы с точки зрения финансовых затрат?
– Я очень хорошо понимаю руководителей восточных клубов. Это же они были инициаторами разрушить группу. Играть каждый год с одними и теми же пятью соперниками в четыре круга –можно с ума сойти! В то же время, понимаю опасения команд, которые на выезды отправляются на автобусе. Для нас же выезд в Читу не слишком отличается от поездки в Москву. А по деньгам? Билет на «Сапсан» стоит чуть дешевле, чем на самолет до Иркутска. Благо из Петербурга есть прямые рейсы. Гостиницы там не очень дорогие. В бюджете «Ленинградца» эти поездки не пробьют дыру. Конечно, для тех, кто считает каждую копейку, приезжает в день игры, такие перелеты могут создать проблемы. Возможно, РФС стоит оказать какую-то финансовую помощь клубам ПФЛ…
– Очертите круг основных конкурентов «Ленинградца» в борьбе за единственную путевку в ФНЛ?
– Мы понимаем, что наш главный конкурент – «Олимп-Долгопрудный» – объединенная команда, которая очень хотела уже в этом сезоне играть в ФНЛ, даже прошла лицензирование. У них другие финансовые возможности по сравнению с нами. И состав они формировали под ФНЛ, там есть много опытных игроков, поигравших в Премьер-лиге и даже в Лиге чемпионов. Определенный ресурс будет на их стороне. И сын Станислава Черчесова там играет, и Владимир Габулов – в числе руководителей. Они сделают все, чтобы любыми путями занять первое место. Мы ко всем соперникам относимся с уважением. Наверняка, вторые команды «Зенита», «Локомотива» и «Динамо» будут бороться за высокие места. Традиционно не опуститься ниже своего уровня владимирское «Торпедо». Про остальных сейчас сложно говорить, мы не знаем составы, у кого какие возможности на сезон. Появилось много амбициозных тренеров. Борьба предстоит серьезная.
–«Ленинградец» планирует проводить матчи в Рощино?
– Мы областная команда и нацелены играть в Ленобласти. Сдерживало нас отсутствие сертифицированных стадионов. В Тихвине идет реконструкция поля… В Рощино великолепные условия, прекрасное натуральное поле. Немного «Рощино Арена» недотягивала до стадиона уровня ПФЛ. Маловато зрительских мест (примерно 500). Однако мы получили сертификат четвертой категории в виде исключения. У нас там будет пристраиваться трибуна, и мы доведем до необходимых 1500 тысяч зрителей. Пока в планах проведение первых трех домашних игр, матч-открытия «Ленинградец» – «Родина» в том числе. В Петербурге по-прежнему действует запрет на проведение спортивно-массовых мероприятий. В этом плане полная неразбериха. Власти сами не знают, кто попадает под этот запрет? Зачем же нам рисковать? В области все четко регламентировано и прописано. Определенное количество зрителей будет допущено на игру. Стадион готов, если еще повезет с погодой, надеемся увидеть футбольный праздник, которого всем нам не хватало последние месяцы. Вход для болельщиков по-прежнему будет бесплатным.
Первый матч «Ленинградца» в сезоне 2020/2021 состоится 9 августа на стадионе «Рощино-Арена». Начало матча –14-00. Игру можно посмотреть в прямом эфире телеканала «ЛЕНТВ-24»
—
Пресс-служба ФК «Ленинградец»