Главная тема
Маршрутами памяти
Концепцию развития мемориально-ландшафтных комплексов Президент РФ Владимир Путин поручил разработать после своей январской встречи с ветеранами, блокадниками, общественниками в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Обновление ждёт «Дорогу жизни» и «Зелёный пояс славы Ленинграда». Отдельный пункт поручения касается «Малой дороги жизни», пролегавшей от Лисьего носа через Кронштадт до Ораниенбаума. Срок поставлен лично президентом – концепция должна быть готова к 30 июня.
По словам заместителя председателя правительства Ленобласти – председателя комитета по сохранению культурного наследия Владимира Цоя, речь идёт о модернизации единого историко-культурного комплекса, включающего широкий перечень мемориальных объектов, саму Дорогу жизни как действующую автомагистраль, развитие транспортной и туристической инфраструктуры.
Уже сейчас областная администрация собирает мнения историков, представителей музейного сообщества и ветеранских организаций. Эта масштабная работа потребует тесного взаимодействия областных комитетов по сохранению культурного наследия, по туризму и дорожному хозяйству. Подключатся и специалисты из органов власти Санкт-Петербурга – часть памятных мест расположена на территории города.
Кольцо мира
Что входит в музейно-мемориальный комплекс «Дорога жизни»? Это не только памятники вдоль трассы до Осиновца и Коккорево, но и отдалённые от Санкт-Петербурга объекты. Например, мемориалы на восточном берегу Ладожского озера в Кобоне, в деревне Подборовье Бокситогорского района. Не забыты и памятники Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносовском районе.
Кроме того, частью проекта являются пять популярных музеев: музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» и «Кобона: Дорога жизни» в Кировском районе, «Дом авиаторов», «Невский пятачок» и «Штаб автомобилистов Дороги жизни» во Всеволожском районе.
В 60-е годы прошлого столетия Михаил Дудин выступил с инициативой высадить на линии обороны Ленинграда деревья и кустарники. «Пусть они навечно обозначат зелёным шумом рубеж нашего мужества», – предложил поэт-фронтовик.
«Зелёный пояс славы» создавали всем миром около двух десятилетий. На карте видно, что на самом деле он состоит из двух колец: большое охватывает основную Дорогу жизни, второе – Малую. Из-за болот и сельскохозяйственных угодий пояс не сплошной – он скорее напоминает прерывистую линию. Парки, скверы, аллеи перемежаются со стелами, братскими захоронениями, историческими постройками, поднятыми на пьедестал танками, грузовыми автомобилями, орудиями.
Стройка и благоустройство
– После зимы мы объехали мемориалы Ленинградской области. В нашем ведении 86 объектов, – рассказывает директор музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» Юрий Щеглов. – Все находятся в удовлетворительном состоянии. Где-то нужно надписи подправить, другие мелкие недочеты исправить. Всё сделаем в плановом порядке. Могу уверить: содержанию памятных мест уделяется достаточное внимание.
Пик посещаемости памятных уголков – лето. По мнению Юрия Щеглова, обустройство многих объектов на открытом воздухе предполагает ландшафтное озеленение – высадку зелёных насаждений, разбивку клумб, в том числе композиционно сложных, тематических. Чтобы не пустить средства на ветер, надо понимать, какие сорта лучше приживутся, и обеспечить квалифицированный уход за саженцами. Сложнейшим вопросом оборачивается замена старых деревьев. Скажем, в роще «900 берёз», высаженной в 60-е годы, таких уже немало.
Летом стартует первый этап благоустройства мемориала «Разорванное кольцо» на Вагановском спуске. Туристы вот-вот смогут оценить новые дорожки, тематические информационные пространства, зону массовых мероприятий, смотровые выходы на Ладогу. Возможно, в этом сезоне успеют обновить и систему освещения.
– Хотим поставить здесь полевую кухню. Так частично закроем проблему с питанием туристов, осматривающих памятники Дороги жизни, – поясняет Юрий Щеглов.
Замечательно, если в ходе модернизации станет шире покрытие интернет-связью. Интерактивные стенды, считывание QR-кодов – а посетители воспринимают такую подачу материала «на ура» – требуют уверенной работы Интернета. Пока что на «Разорванном кольце» с этим непросто. Некоторые территории также ждут газификации. Случаются и перебои с электричеством. В общем, нашим хозяйственникам есть чем заняться!
Намечены и стройки. Готовится проект возведения ещё одного здания музея «Прорыв блокады Ленинграда». К 80-летию Победы к имеющимся 1100 кв. м выставочной площади добавятся ещё 800. Пока что временные выставки организуют в Кировске, что для экскурсантов не очень удобно.
Большую стройку затевают в Дубровке. Новое здание музея должны возвести на берегу Невы, рядом с пристанью. Уже есть его эскиз: клинообразная сторона, обращенная к реке, напоминает стрелки, которые указывают направления ударов на военных картах.
По воде и на велосипеде
Ленинградская земля обильно полита кровью советских солдат. В нашем крае чрезвычайно много мест поклонения подвигам павших. Некоторые из них расположены в отдалении от популярных туристических маршрутов. Они не брошены. За обелисками ухаживают, наведываются местные жители. А вот посторонние посетители здесь – редкость.
Исправить ситуацию мог бы современный подход к популяризации таких мест. Например, региональная онлайн-карта всех точек, связанных с Великой Отечественной войной. Из неё люди смогут узнать, как добраться до этих памятников – на автомобиле, велосипеде или автобусе. Такие планы у представителей туристической отрасли уже есть.
В перспективе также работа над тематическими транспортными маршрутами. Согласитесь, не всякий турист отважится на два-три часа дороги. Выберет что-то поближе. Взять хотя бы музей «Кобона: дорога жизни». Чудесный! Жители Кобоны по праву гордятся вкладом деревни в спасение Ленинграда. Музей погружает зрителей в историю Ладожской военной коммуникации. На открытой площадке выставлены образцы техники, поднятой со дна озера. Готовится проект обновления прилегающей территории – в него войдут современная набережная, реконструкция Кобоно-Кареджского порта, реставрационные мастерские, дайвинг-центр, гостиница. Вот только всё это находится в 120 километрах от Петербурга. На наземном общественном транспорте не каждый доберётся. Вот бы по воде!
У музеев «Невский пятачок» и «Прорыв блокады Ленинграда» новенькие речные причалы уже принимают суда. Пристань в Кобоне замкнула бы перспективный экскурсионный треугольник. Так как Кобонский канал является водным путём федерального значения, вопрос адресован Волго-Балту и уже находится на рассмотрении.
Поручения Президента РФ нацелены на разработку концептуальных подходов и определение источников финансирования модернизации мемориальных зон. Затем предложения будут сформированы в предпроект, который предоставят на утверждение Министерству культуры России.
Людмила Кондрашова