Лента «Мальчик русский» – дебют в большом кино режиссера Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова. Одну из важных ролей в картине играет симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» под управлением Михаила Голикова. Музыканты не только исполняют произведения Рахманинова, но и сами появляются в кадрах, наполняя ленту особым драматизмом.
Мир услышал, увидел и понял
Премьера «Мальчика русского» прошла на 69-ом Берлинском кинофестивале. Уже до выхода в широкий прокат фильм получил известность. Тепло приняли картину и критики – «Мальчик русский» заслужил дипломом гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре», признан лучшим фильмом программы Forward Future Международного Пекинского Кинофестиваля, картина также завоевала два главных приза на Международном кинофестивале Fajr в Тегеране. 23 августа на пресс-конференции директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин сообщил, что ленту купили для широкого проката в Китае.
«Мальчик русский» рассказывает историю нескладного паренька Алёши, который идёт добровольцем на фронт Первой мировой войны и в первый же день слепнет от газовой атаки. Его берут в отряд «слухачей», где он «слушает небо» через огромные железные раструбы и предупреждает «своих» о приближении германской авиации. Параллельная сюжетная линия – симфонический оркестр Ленобласти репетирует «Третий фортепианный концерт с оркестром» Рахманинова.
«Сокуров попросил играть стоя»
Кадры с оркестром записали буквально на одном дыхании. Карина Салтаганова, скрипачка оркестра Ленобласти поделилась с Online47 своими впечатлениями от съемок и просмотра фильма:
«Когда мы записывали музыку к фильму, то были воодушевлены присутствием великого Сокурова в студии. Но самые яркие кадры, которые вошли в фильм, были сняты почти случайно. В какой-то момент Александр Сокуров попросил весь оркестр встать и играть стоя. Все сначала заворчали, стоя играть у нас мало кто любит. Наш пианист Юрий Полосьмаков тоже играл стоя. Не представляю, как? Ведь это безумно сложно, особенно с «Третьим концертом». Мы должны были записать в тот дубль небольшую часть произведения. Но пианист продолжал играть, никто нас не остановил, и мы так и записали музыку до конца. Оркестранты только удивленно друг на друга поглядывали. Это было на таком подъеме эмоций, что запомнилось мне надолго. И при просмотре фильма я ощущала ту энергию, которую мы все вложили».
Сильные контрасты
Фильм о Первой мировой войне, в котором нет ни одной кровавой сцены, вышел ужасающе страшным именно благодаря рифмовке собственно художественных кадров с кадрами с репетиции оркестра. Герои «художественные» из начала 20 века и реальные музыканты века 21 – примерно ровесники. Ослепшая рота «таких же мальчишек» и внимательные глаза оркестрантов – страшный контраст. Так же сильно звучит спокойный и интеллигентный голос дирижёра Михаила Голикова на фоне развороченных окопов и непосильного труда солдат: «Фагот, с пятого такта, пожалуйста», «у меня просьба к солисту: не должно быть практически сильных нот, акцентов».
Лента заставляет не только увидеть вновь драму Первой мировой войны, но и по-новому взглянуть на современных нам молодых людей – талантливых, вдумчивых, но беззащитных и от того бесконечно трогательных.