В настоящее время во исполнение поручения Президента Российской Федерации проходит реализация масштабного проекта ФНС России по исключению недобросовестного поведения на рынках, в том числе в части неукоснительного соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Целью проекта является сокращение теневого оборота розничных рынков в результате повсеместного применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники. В конечном итоге реализация проекта будет способствовать созданию равных, конкурентных условий ведения бизнеса для добросовестных участников рынка и как следствие повышение роста доходов бюджета.
Недобросовестное поведение – это работа на рынке без официальной регистрации, либо работа с нарушением законодательства о применении контрольно- кассовой техники.
Организации и индивидуальные предприниматели на территории Российской Федерации обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Однако есть исключения. В частности на рынках, ярмарках, выставочных комплексах освобождены от применения ККТ:
— торговые места, не обеспечивающие сохранность товаров;
— разносная торговля с рук, тележек, корзин, за исключением технически сложных товаров, товаров требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации;
— сезонная торговля овощами в развал.
При расчете продавец обязан выдать кассовый чек, а если покупатель предоставил номер телефона или адрес электронной почты, то кассовый чек или бланк строгой отчетности необходимо направить ему в электронной форме, если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ.
Совместно с управляющими рынками компаниями проведена инвентаризация рынков на территории Ленинградской области. В настоящее время налоговые инспекции приступили к проведению проверок.
Первично, при выявлении факта ведения деятельности на рынке без применения ККТ или несоответствия места установки контрольно-кассовой техники сведениям, указанным при регистрации ККТ, нарушитель уведомляется о необходимости привести свою деятельность в соответствие с действующим законодательством.
В отношении налогоплательщиков, у которых по результатам проведенных мероприятий, не изменилась модель ведения хозяйственной деятельности, будут применены меры административной ответственности. В частности административный штраф налагается на: должностных лиц в размере от ¼ до ½ суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; для юридических лиц — от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от
одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Наложение административного штрафа не влечет за собой дальнейшее прекращение обязательств по применению контрольно-кассовой техники, следовательно, каждое выявленное нарушение должно сопровождаться исправлением допущенной ошибки и формированием кассового чека коррекции на зарегистрированной контрольно-кассовой техники.
Необходимо отметить что Федеральной налоговой службой проводится постоянный мониторинг как факта регистрации контрольно-кассовой техники, так и ее применения каждым арендатором на рынке.
В целях реализации данного проекта налоговые органы Ленинградской области также будут ориентироваться и на общественный контроль. Любой покупатель может с помощью QR-кода, размещенного на чеке, проверить его корректность в мобильном приложении «Проверка чеков» и при обнаружении нарушений сообщить в налоговую службу.