До  80 годовщины дня Великой Победы оставалось!

СНОВА О ЖКХ

ЖКХ

Судя по текущей ситуации, сейчас идет запоздалая кампания отчетности управляющих компаний за их успешную и «безразмерную» деятельность в минувшем 2020 году, рассказов о цене содержания помещения собственников жилья, возможном текущем ремонте в 2021 году, который уже наполовину истек. Хотелось бы высказать свое отношение к проблемам не совсем рыночного взаимодействия между собственниками и управляющими организациями. Я воспользуюсь своим собственным участием в них на примере многоквартирного жилого дома по ул. Калинина, д. 25.

Мне уже почти 90 лет, я видел, слышал, немного участвовал сам в этой работе и, вероятно, могу, хотя бы в общем виде, сравнивать, оценивать эту деятельность. Думаю, что в ней не все отлично и блестяще. На днях по ТВ показали эпизод, в котором президент обсуждает такую важную и своевременную проблему, как содержание квитанции на оплату коммунальных услуг. Это, конечно, и похвально, и в то же время позорно, что за 30 лет новой власти так и не выработан нашим чиновничьим людом этот нужный, ясный и понятный всем элемент ЖКХ. Видимо, не все гладко и здесь. Как когда-то выразился один наш политический деятель: «По форме правильно, а по существу – издевательство». Реформа коммунального хозяйства у нас, как помнится, начиналась и шла в соответствии с Жилищным кодексом, указом президента № 425 от 28.04.1997 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ», Федеральным законом № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлениями правительства «О правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»(№ 416 от 15.05.2013) и «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»(№ 290 от 03.04.2013) и десятком других дополнений, изменений к этим законам.

Управляющие компании стали образовываться и начинать свою деятельность, если не ошибаюсь, в 2007–2008 годах. Наш дом попал в компанию «СтройСевероЗапад», которая была очень слабенькой, маломощной, без оборудования и хороших кадров и, естественно, вызывала немало нареканий и недовольства жителей. У нас был Совет дома в составе 6–8 человек, и ему приходилось много работать с руководством компании, которое через год-два все время меняла управляющего. Конечно, дело было новым, и проблем и вопросов было более чем достаточно. Я участвовал в работе совета, и кое-что удавалось сделать для дома. Но уже и тогда большая часть собственников квартир была равнодушна к этой общей работе. На собрания раз в год удавалось привлечь только 30, иногда 40 человек. Плата за содержание была не очень большой, где-то порядка 13–14 рублей за квадратный метр общей жилой площади квартиры. Но и тогда мы на эти небольшие средства добились капитального ремонта крыши над двумя подъездами за 400 тыс. руб., были поставлены два счетчика учета расхода водоснабжения за 380 тыс., чуть-чуть решили подвальные проблемы, улучшили проводку сетей и др. Но многое не делалось или выполнялось с боем и неважного качества.

Недовольство росло, группа бывших военных убедила нас перейти в другую управляющую компанию. Тогда как раз город создавал городскую. И вот дом уже, если не ошибаюсь, пятый год под ее опекой. Что же изменилось? Стало получше, но плата за содержание и текущий ремонт возросла с 13 до примерно 28 рублей за квадратный метр, всего-то в два раза. Для малоимущих пенсионеров это было заметно. Ради справедливости надо сказать, что и общая обстановка стала более или менее удовлетворительной. Идет более дешевый газ, светит электричество, течет водичка, холодная и горячая, жарко, но дорого топит в теплую зиму котельная… Нет больших аварий и происшествий. Стало немного тише.

Раньше вопросы ЖКХ хоть немного, но освещались в местной печати. И это исчезло. Несколько месяцев назад в «Красной звезде» мелькнула статейка по жалобе жителей одного дома, но, кажется, потом виновными чуть не стали и сама газета, и жалобщики… Вероятно, охота к обсуждению этих проблем и вопросов как-то почти отбита. В местной прессе больше об успехах, разных достижениях, победах, освещение праздников, юбилейных дат страны, области, города, детальная информация о руководителях всех уровней (особенно в «…ведомостях»). В общем, как «скольжение» по гладкой поверхности, копнуть глубже, аналитически, не получается. А разных, может быть, и не очень больших масштабов, вопросов остается по-прежнему полно.

Не знаю положения дел в других домах и компаниях, но опять попробую сослаться на практику нашего дома № 25. Несколько дней на дверях подъездов висело объявление о проведении 8 июня общего отчетного собрания собственников квартир и управляющей компании. Обширная повестка заседания едва помещалась на полный лист бумаги. В нарушение всех правил и традиций от УК прибыли с отчетом о работе за год мастер, обслуживающий соседние дома (многие его видели впервые), и работник, кажется, бухгалтерии. Ну и, как говорится, каков поп – таков и приход. Наш приход нарисовался на собрание в количестве примерно 15 единиц из 94-х возможных. Понятно, что никакого отчета не было, так просто, несколько слов о небольших изменениях в тарифах с 1 июля текущего года. И еще УК надо было получить с жителей по 50 копеек с каждого в месяц для небольшого увеличения зарплаты хорошо работающему дворнику. Это было уже во второй раз и выглядело довольно странно, так как УК должна сама это делать в рамках своего бюджета. Это вполне соответствует недавнему высказыванию нашего премьера Мишустина, который сказал о «жмотстве» наших предпринимателей. Зато сразу посыпался град вопросов, претензий и просьб от жителей, состав которых был почти постоянен, как и на прошлых отчетах. Некоторые возмущались тем, что ряд просьб был и с предыдущего собрания не выполнен. Мастер оправдывалась, честно признавалась, что не успевают, ведь в УК аж 220 домов и домишек, руки не доходят… Неясно тогда, зачем создается такой большой «монстр»?

Я напомнил о том, что УК в конце прошлого года была отмечена третьим местом и премией в конкурсе аналогичных компаний всей Ленинградской области. Он проводился соответствующим комитетом областного правительства. Об этом радостно сообщала наша пресса, однако никто не сподобился узнать, как и за что присуждалась эта награда. А хотелось бы уточнить: по каким показателям оценивалась работа нашей УК, чем она отличилась от моря таких же УК, что изобрела нового и какая у нее прибыль? Вопрос представителей УК привел прямо-таки в замешательство и затруднение. И повис, оставаясь некой «коммерческой» тайной для нас, у управляющей компании, да и администрации… Короче, было не собрание, а какая-то профанация этого действа.

Складывается впечатление, что реформа коммунального хозяйства в части ее стыковки собственников жилья и управляющих компаний тихонько пробуксовывает. Она, вероятно, по многим параметрам не вовлекла всех в работу по управлению общим имуществом многоквартирных домов. Этим занимается, как у нас, лишь малая доля собственников, в основном лиц старшего поколения. Остальных это все больше и больше просто не интересует, и происходит некое только индивидуальное общение собственника с УК. Да еще в доме от 10 до 20 процентов жилья сдается в наем, и они вообще выходят из поля общей деятельности и не пересекаются ни с домом, ни с управляющими компаниями. Безусловно, кое-что зависит и от самих собственников жилых помещений. В нашем доме уже давно нет ни Совета дома, ни председателя. Вот меня по старой памяти соседи спрашивают – почему, к примеру, стоимость отопления при теплой зиме в двухкомнатной квартире стоит 3–4 тысячи рублей, а в таком же помещении у соседней УК она на целую тысячу дешевле? Ответа нет. Говорят, что там толковый председатель Совета дома и делает вместе с остальными все, чтобы удешевлять расходы на содержание. Видимо, им повезло в этом плане. Или вот, задается вопрос о том, почему при резком снижении стоимости газоснабжения с самого начала года тарифы на отопление и горячую воду не снизились ни на одну копейку? Кто бы разобрался в этом! Кажется, что от ряда вопросов потихоньку уходит местная власть (у нее то выборы, то пандемия, то еще масса внутренних и внешних проблем, и что-то остается без должного внимания и контроля), привыкли УК. Смирились и успокоились жители. Поэтому и прорезается профанация и, возможно, деградация…

Я, может быть, несколько сгустил «картину маслом», но невольно вырисовывается мнение, что в многоквартирном доме за газоснабжение отвечает своя служба, за свет и электричество – другая организация, за водоснабжение и водоотведение – водоканал, за отопление в ответе котельная, мусор вывозит соответствующее предприятие, мелкие недостатки и аварии, как мне кажется, очень неплохо исправляет городская аварийная служба (дай ей Бог здоровья и успехов), оплату и платежный документ выписывает Единый расчетный центр… Так что же остается на горькую долю управляющих компаний? Так сходу и не ответишь… Ну, дворник, снятие показателей с общедомовых счетчиков, учет жалоб и предложений, часть которых из них остается не выполненной, что-то еще… И для этого существует такой монстр в 220 домов?

А. Гатовский.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: