1 июня отмечается Международный день защиты детей. Отмечается он ежегодно, был учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался в 1950 году.
«Дети – наше будущее» – крылатая фраза, автора которой сейчас никто и не вспомнит. И именно дети являются самой беззащитной и уязвимой прослойкой населения Земли. Казалось бы, у каждого, ну, или почти у каждого ребенка есть родители, которые обязаны создавать своим чадам все необходимые условия для жизни и гармоничного развития в социуме. Но иногда этот отлаженный веками механизм дает сбой, и ребенок оказывается под ударом. Тогда на защиту ребенка встает социум.
Сегодня героиней нашего повествования является Науменко Наталья Юрьевна – директор организации, которая встает на защиту детей, когда родители не справляются со своими обязанностями. Организация называется Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Приозерский комплексный центр социального обслуживания населения».
Основные задачи центра – профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Это учреждение – не спецприемник, не напоминающий резервацию детский дом, огороженный высоким забором. Ребенок из проблемной семьи, оказавшийся в силу обстоятельств один на один с реалиями современной жизни, здесь, хотя бы на какое-то время, попадает в атмосферу, близкую к домашней, и получает шанс вернуться в свою кровную семью гораздо более социально адаптированным человеком, чем раньше.
– Наталья Юрьевна, а как к вам попадают дети?
– Чтобы попасть к нам, ребенок должен быть признан нуждающимся в стационарной форме обслуживания с временным проживанием. Признание нуждаемости – это прерогатива центра социальной защиты населения, филиала в Приозерском районе (ранее комитет социальной защиты населения, расположенный в г. Приозерск на ул. Жуковского, 9). Ребенок может попасть к нам по заявлению родителей, если сам родитель осознает, что не справляется со своими обязанностями.
Ситуации бывают разные, иногда ребенок по причине переходного возраста просто отбивается от рук. Но сама по себе, даже очень серьезная ситуация не дает право попасть к нам в стационар. Только если жизни ребенка угрожает опасность, он может находиться в стационарном отделении с временным проживанием для несовершеннолетних. Также мыпредоставляем семьям услуги по социальному сопровождению. Социальное сопровождение семей с детьми – вид государственной помощи, социального обслуживания, заключающийся в оказании при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних, содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. В стационарном отделении дети могут находиться от 1 месяца до 1 года, в течение этого времени мы должны помочь им найти выход из той трудной жизненной ситуации, которая привела их к нам.
Дети получают услуги в стационаре, а родители получают услуги в полустационарной форме. Мы выезжаем к ним, приглашаем их к себе. У нас создан родительский клуб, где занятия проводит психолог, – «Мы вместе».
– Когда вы помогаете семьям найти выход из сложившейся ситуации, то каким образом вы это делаете? Есть взаимодействие с какими-то структурами, или эта помощь заключается только в психологической поддержке?
– Мы работаем вместе со всеми субъектами профилактики. Это целая система профилактики безнадзорности: это и комиссия по делам несовершеннолетних, и органы опеки и попечительства, и отдел по делам несовершеннолетних, и Следственный комитет, и правоохранительные органы, и медицинские учреждения, и комитет образования. Говоря казенным языком, мы предоставляем целый ряд услуг: социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые.
Мы оказываем помощь в защите законных прав и интересов и предоставляем социально-психологическое консультирование. Есть мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и позитивных интересов, это уже из сферы досуга наших воспитанников.
На базе отделения мы запустили два инновационных проекта: вокально-хоровой коллектив «Алые паруса» и театральная студия «Сказки у камина». Театральная студия работает в двух направлениях: детский театр, где участие принимают только дети, и семейный театр, куда мы стараемся вовлекать родителей, чтобы сблизить их с детьми. Этот год был сложным из-за пандемии COVID-19, а обычно мы ездим в Архангельск, где проходит ежегодный фестиваль семейных театров.
В первую поездку, в 2018 году, мы завоевали призовое место в одной из номинаций. В этом году отличились сразу по трем направлениям: приз за художественное оформление спектакля, приз в номинации «Фольклорный спектакль» и «Приз зрительских симпатий». В этом году, в соответствии духу времени, фестиваль проходил в режиме онлайн. Было подано около 80 заявок, это очень серьезная конкуренция. И когда мы выиграли, родители были счастливы. Дети не очень понимают всей серьезности этой победы, а родители – да. У нас есть одна многодетная семья, часть которой принимала участие в последнем фестивале. Ситуация в этой семье чуть не дошла до лишения родительских прав, но мы их, можно сказать, вытянули из сложившейся ситуации. Теперь, после этой победы, они уже всей семьей задействованы в новом спектакле нашей театральной студии, у нас только из одной семьи семь артистов, и мы уже готовимся к следующему театральному сезону.
Мы уже дважды принимали участие в международном фестивале любительских и народных театров, художественного слова и актерской песни им. Ф. Г. Раневской в Москве, дошли до полуфинала и заняли второе место! (Надо отметить, что фестиваль проводится среди самостоятельных театральных студий, где уровень профессиональной подготовки гораздо выше, чем в театральной студии при отделении социального обслуживания. – Прим. авт.) Председатель жюри фестиваля – народная артистка РСФСР Лариса Лужина – с приятным удивлением отметила профессиональный рост нашей самодеятельной театральной студии.
Что скрывать, к нам иногда приходят ребята, которые плохо разговаривают, порой двух слов связать не могут, букв не знают. А мы их выводим на сцену. Самая главная цель в нашей работе – помочь разрешить проблемы и вернуть ребенка в родную семью. В случае все же лишения родителей прав – в приемную. Часто родственники берут опеку на себя.
И только если совсем ничего нельзя исправить, ребенка отправляют в ресурсный центр, но этим уже занимаются органы опеки и попечительства.
Также у нас в отделении развит социальный туризм, мы часто ездим на экскурсии. Были в Санкт-Петербурге, исколесили Ленинградскую область, ездили в Карелию, в Архангельск, в Москву. В столице перед парадом Победы шли репетиции, Красная площадь была закрыта для посещений, но к Вечному огню мы попали. А там как раз была смена караула.
Надо было видеть лица и глаза этих детей – столько гордости было от момента присутствия! Они все снимали на телефон, показывали друг другу. Я осознаю, что многие из них, быть может, никогда больше не увидят ничего подобного, но хочется, пока они находятся у нас в центре, показать им самое лучшее и интересное, направить, насколько это возможно, их самосознание в правильную сторону, чтобы они знали, что впереди есть что-то лучшее, светлое, красивое. И именно в этом смысле театр и хор делают свое дело. Они, может, не будут великими артистами и певцами, возможно, вообще не будут иметь к этому никакого отношения, но они будут знать, что это такое.
Добавлю, что существуют эти проекты за счет средств спонсоров, за что им огромное спасибо!
– Иногда работа с семьей может носить абсолютно неформальный характер. И кажется – нет, должны быть границы, работать нужно только в рабочее время. Но в детской реабилитации так не получается. Ведь ваши работники расходуют тот ресурс, который очень востребован внутри семьи. В семьях педагогов вашего центра не возникает ревности?
– Нет, я об этом никогда не слышала. Наоборот, дети сотрудников дружат с нашими воспитанниками, ходят в одну школу, и хор, и театральная студия не закрыты для желающих принять участие. Все взаимосвязано.
– Какое количество детей может одновременно находиться у вас в стационаре?
– Площадь рассчитана на 16 детей, а потребность, как показывает практика, гораздо больше.
– Бывают ли случаи, когда дети не хотят возвращаться в семью?
– К нам попадают дети из неблагополучных семей, это не секрет. Но никогда ни один из них не сказал, что у него плохие мама или папа. Они все рвутся домой. Как бы им ни было у нас хорошо. Мы отдаем им часть души, они привыкают к нам – мы к ним, когда прихожу в отделение, все бегут навстречу и, перебивая друг друга, каждый хочет рассказать что-то важное для него. Нужно выслушать каждого, каждого обнять, поцеловать, просто прижать к себе – им так этого не хватает… Я всегда говорю коллегам: «Подарите им свою любовь, и дети вернут вам ее сторицей!»
– Какая степень свободы у детей, находящихся у вас в стационаре?
– За пределами стационара наши сотрудники сопровождают их, самим выходить за территорию не разрешается, мы ведь в ответе за них. А во дворе стационара есть где разгуляться: и домики, и горки, чего только нет и для малышей, и для тех, кто постарше.
– Какие полномочия у вашей организации при работе с семьями?
– Мы можем помочь, направить, проконсультировать, но заставить мы, конечно, не можем. Все только в добровольном порядке. И это выбор только родителей – быть со своим ребенком или лишиться прав на него…
– Какие проблемы или нужды есть у вашего центра? Может быть, нужна какая-то помощь?
– Я часто обращаюсь за помощью, и мне не отказывают, помогают всегда, в том числе и спонсоры. Единственное, в чем мы испытываем потребность, – помещение побольше. Администрация Приозерского района предложила нам несколько вариантов, мы будем их рассматривать с нашим вышестоящим руководством. Там, естественно, потребуется ремонт, значит, будем думать. Нам ведь нужно, чтобы вокруг была определенная инфраструктура– школа, поликлиника, транспортная доступность для наших работников. У нас сейчас, к примеру, не хватает воспитателей. В Коммунарах, где находится центр, их не найти, а ездить откуда-то неудобно и далеко. Развозку обеспечить мы не можем, потому что наши водители и без того загружены работой. И обеспечить жильем педагогов мы не имеем возможности, поэтому есть у нас такой минус, как нехватка кадров.
– Вы взаимодействуете с организациями, подобными вашей?
– Конечно. Если где-то нет места для ребенка, а у нас есть – мы возьмем его к себе из любой точки Ленинградской области. И другие центры так же.
Спасибо вам, Наталья Юрьевна, за ваш благородный труд. Язык официальный не способен передать всю глубину и важность того, что делает ваш центр. Но на этом официальном языке хочется пожелать всем нам, чтобы во всем мире становилось как можно меньше потребителей услуг, которые предоставляет ваш центр. А на нашем, человеческом, – пусть в семьях царят мир и гармония и детям ничто не угрожает. И с профессиональным праздником вас и ваших коллег! Пусть вся любовь, что вы дарите детям и взрослым, возвращается к вам бумерангом добра!
Бэлла Кодзасова,
фото Т.Перовой и из архивов ЛОГБУ «Приозерский КЦСОН»