19 марта на совместном заседании комиссии по общественному контролю и по взаимодействию с органами местного самоуправления, общественными палатами и советами муниципальных образований Общественной палаты Ленобласти обсудили результаты мониторинга по обеспечению доступности и безопасности детских площадок в Ленинградской области, проведенного в рамках проекта Общественной палаты Российской Федерации «Безопасные детские площадки». Модератором заседания выступил координатор проекта в регионе, зампред комиссии по общественному контролю Сергей Худяев. Он проинформировал коллег о результатах проекта федеральной палаты, остановившись на обращениях из Ленинградской области.
В Ленинградской области в настоящее время 3,5 тысячи детских площадок, из которых лишь 10 процентов переданы управляющим компаниям, отметила в своем выступлении заместитель председателя Палаты Александра Бондарь. Таким образом, за их состояние и безопасность для маленьких ленинградцев ответственных — нет. Информация о неисправностях на площадках от диспетчеров, принимающих обращения жителей, не является обязательной для исполнения УК. Следует разработать нормативную базу, которая обяжет их ставить на контроль исполнение диспетчерских заявок, утверждает А.Бондарь. Корень проблемы общественники видят также в неопределенном статусе ряда территорий, на которых возводятся детские площадки. В этом случае, на баланс их не ставят ни местные администрации, ни управляющие компании. Такие ситуации особенно часто встречаются в новых кварталах, где прилегающие к домам территории «нарезаны» без учета проездов и общественных территорий. Как пояснил житель западного Мурино, член палаты Кирилл Куляев, земля вокруг новых домов часто не кадастрирована, а потому даже новые площадки ничьи, и никем не обслуживаются. В числе самых частых замечаний — отсутствие вокруг площадок ограждений, отделяющих их от проездов, непрорезиненные съезды с горок, озеленение колючим кустарником и отсутствие стоков воды.
Необходимо провести комплексный аудит всех детских площадок Ленинградской области с анализом документации, амортизации оборудования и покрытий, считает директор АНО НЦ АСИ Дмитрий Петраков. Важно определить собственников объектов, площадки, не соответствующие требованиям, и те, у которых истек срок эксплуатации, должны быть демонтированы, а установившие их компании, не соблюдающие эти условия, — исключены из списка поставщиков. Также предлагается запустить цифровую программу, которая позволит жителям и диспетчерам взаимодействовать в оперативном режиме.
Нужен механизм, который обяжет муниципальные образования ставить площадки на баланс, а затем передавать их управляющим компаниям. В
частности, это относится к общественным территориям созданным по программам благоустройства территории и никем не обслуживаемым при эксплуатации. Много замечаний у специалистов к общественным пространствам, созданным по программе Комфортная городская среда, поскольку для их строительства разрабатывается не проект, а дизайн-проект, зачастую, без конкретики и не предусматривающий соблюдение требований безопасности.
По словам члена комиссии Максима Барыгина, большинство площадок в Тосненском районе построены на муниципальной земле. У ряда МО заключены договора с подрядными организациями, отвечающими за состояние игрового оборудования. Там, где средств на такие мероприятия нет, нужна помощь, например, в виде субсидий. Его коллега из Сиверского, Павел Беляков подтвердил, многое зависит от позиции главы администрации, в Сиверском, например, содержание площадок финансируется из местного бюджета.
По мнению представителя РОО «Региональный Центр «ЖКХ Контроль» Ирины Смирновой, рассматривать следует каждую территорию индивидуально, единый порядок здесь не подойдет, скорее — заявительный. Поселения сами должны решать, насколько они в состоянии содержать детские площадки за свой счет, особенно это касается отдаленных территорий.
Собравшиеся обсудили с участием представителя комитета по ЖКХ Ленинградской области Кристины Кондратьевой нормативную базу и технические регламенты к строительству детских площадок, в частности, с учетом возможности установки комплексов для детей с ОВЗ. В числе предложений была озвучена необходимость обучения специалистов муниципальных образований новым требованиям к детским и спортивным площадкам, чтобы разрабатываемые проекты изначально соответствовали всем стандартам и правилам.
По итогам заседания будут подготовлены рекомендации комиссии в адрес органов исполнительной власти и муниципального управления в части обеспечения безопасности детей на детских площадках на территории Ленинградской области