Одним из узников Кексгольмской крепости, в тот период, когда она служила тюрьмой, был Рафаил Александрович Черносвитов (1810-1868). Он был осуждён по делу петрашевцев. Члены кружка Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского увлекались идеями утопического социализма, рассуждали о том, что необходимо уничтожить крепостное право и самодержавие, вольнодумствовали.
Черносвитов происходил из ярославских дворян, служил в армии с 1826 по 1832 год, имел три боевые награды, получив их за храбрость, проявленную в сражениях русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Во время боёв с противником при подавлении польского бунта был ранен ядром в правую ногу, контужен в голову осколком гранаты и захвачен в плен. В польском госпитале поврежденную ногу ему пришлось отнять. В связи с увечьем Рафаил Черносвитов уже не мог продолжать военную службу и вышел в отставку.
Вскоре он стал сибирским золотопромышленником. Занимаясь связанными с этим делами, он путешествовал по России, часто дороги приводили его в Петербург, где он и начал появляться на встречах «петрашевцев». Черносвитов был яркой личностью, его образная речь вызывала восхищение у слушателей. Когда начались аресты кружковцев, против него были даны очень серьёзные показания, и жандармы начали разыскивать его по Сибири. Он был арестован и доставлен в Петропавловскую крепость 21 июля 1849 года, а уже 22 декабря того же года его отправили в Кексгольм.
Поселили его в Новой крепости, там, где теперь размещается Приозерский военный санаторий. Месяца через два к нему приехала жена с сыном и прислугой. В декабре 1854 года Черносвитова перевели в Вологду, а в августе 1856-го, по случаю амнистии, с него был снят надзор и ему разрешили жить во внутренних губерниях.
Проживая в Кексгольме, Черносвитов разработал чертежи «воздушного локомотива», управляемого аэростата с паровым двигателем. Но не имел возможности провести натурные испытания. Статью о своём изобретении сумел опубликовать только в 1857 году, уже после своего освобождения. А также изобрёл механический протез для своей утраченной ноги.
Покидая Кексгольм, Рафаил Черносвитов тайно пожертвовал бургомистру 500 рублей серебром «на строительство школы для малолетних детей бедняков». На основе этого вклада появилась новая школа, и возникло первое благотворительное дамское общество, на попечении которого и оказались ребятишки из неимущих семей.
На снимке: портрет Черносвитова из коллекции Музея-крепости «Корела».








