К 495-летию со дня рождения царя Ивана Васильевича Грозного: судьба Корельского уезда
На период царствования Ивана IV пришлись большие трудности, выпавшие на долю Корелы и уезда и окончившиеся для Московского государства потерей северо-западных территорий.
В середине XVI столетия город Корела был успешным и динамично развивающимся торговым городом. Так, например, в самом городе известна рыночная площадь, где торговали самыми разнообразными товарами: от иноземных шелков до наших предметов ремесленного изготовления и широкой промысловой продукции. Однако вскоре Корельский уезд настигли продолжительные испытания как опричниной с ее разбойничьими нападениями и непомерными налогами, так и шведской экспансией.
В 1570 году шведский король Юхан III развернул боевые действия на Карельском перешейке. Четверть века длилась борьба с наступавшими и разорявшими Корельский уезд шведскими войсками. В январе 1573 года шведы подступили к городу Кореле, главнокомандующий войсками Карелии Герман Флеминг сжег торгово-ремесленный посад на обоих берегах Вуоксы. Уцелела только окруженная порогами крепость.
В период короткого перемирия, заключенного до 1577 года, московские власти укрепляли город Корелу. Сюда были направлены новые стрелецкие войска, а воеводами назначались талантливые военачальники Василий Константинович Старого-Сухого-Кобылин, думный дворянин Михаил Андреевич Безнин-Нащёкин. Самой крепостью командовал тверской боярин Григорий Никитович Бороздин-Борисов. Тогда же на крепостном острове в дополнение к каменной башне посадника Якова были поставлены две деревянные, в целях защиты от огня обмазанные поверх глиной. Они располагались на тех местах, где впоследствии шведы оборудовали бастионы. Воеводы укрепили и соседний Спасский остров.
С 1577 года нападения шведов на Корельский уезд возобновились. В 1578 году город Корела вновь был сожжен, а троекратная попытка поджечь деревянные стены крепости благодаря ливню оказалась неудачной.
В 1580 году Корела с уездом оказалась практически беззащитной, ведь войска и полководцы, их оборонявшие, были отозваны для защиты осажденного Пскова. Этим обстоятельством и воспользовался шведский военачальник Понтус Делагарди. Его войско подступило к Кореле 26 октября, а в ноябре того же года благодаря подкреплению его численность была увеличена до 7000 человек. Им противостояли защитники – горожане численностью около 2000 человек и всего две сотни русских стрельцов. Шансов выстоять в таких условиях не было. Делагарди взял крепость, захватив ее с помощью обстрела калеными ядрами. Так Корела с уездом фактический на 17 лет оказались в составе Шведского королевства.
На снимках:
Шаскольская М. П. Портрет Ивана Грозного. Бумага, карандаш. 1992 год.
Карта боевых действий в период Ливонской войны и Смутного времени.










