Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения поэта и писателя А. Т. Твардовского (1910-1971) – создателя знаменитой и всенародно любимой поэмы «Василий Тёркин. Книга про бойца», автора знаменитого и пронзающего стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1946).
Небольшой период трудовой деятельности Александра Трифоновича был тесно связан с Карельским перешейком. Во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. А. Твардовский в звании батальонного комиссара работал военным корреспондентом в красноармейской газете «На страже Родины», которую выпускал Ленинградский военный округ. Война с Финляндией оказала на писателя сильное эмоциональное воздействие. «…Вдруг приходит мне простая мысль: а ведь я вижу войну, настоящую войну, суровую и ожесточенную. Я же столько уже видел и слышал! Живем, пишем, болтаем, ездим, замерзаем, пьём, едим и т. д. Но ею, войною, уже безвозвратно отрезана какая-то половина жизни, что-то навек закрылось. Сознание постарело». Эти строки А. Т. Твардовский записал 8 марта 1940 года.
Выезжал А. Т. Твардовский и на Кексгольмское направление. Так, коллектив журналистов совершил поездку в 7-й отдельный понтонно-мостовой батальон, чтобы рассказать о его боевых подвигах, в том числе об отличившихся командире П. А. Усове и шофёре В. К. Артюхе, получивших звание Героев Советского Союза. Вот что сам Александр Трифонович пишет о поездке в своих опубликованных заметках: «Седьмой отдельный понтонный.— Искали мы его два дня. В эту поездку особенно сильное впечатление производили дороги. На них было такое могучее, нескончаемое движение и уже закрепившийся порядок — регулировщики и т. д. Колёса грузовиков, легковых, броневых машин, артиллерии, гусеницы тракторов и танков безостановочно бороздили, укатывали, трамбовали, взрывали серый пыльный снег на дорогах, который оседал на железе, на спицах и кузовах — мельничной пылью. Машины неслись и неслись по лесам, по белым новым мостам, мимо холодных чёрных труб и печей на занесенных снегом пожарищах. Вперёд, вперёд! Страшно и радостно было ощущать эту ни с чем не сравнимую силу техники, моторов, механизмов, металла, ринувшуюся в снега, в леса, все преодолевающую— нелегко, нет! — но непреоборимо». Герою Советского Союза Владимиру Кузьмичу Артюху А. Твардовский посвятил свое стихотворение «Стихи о ленинградском шофёре», опубликованное на странице газеты «На страже Родины». Стих известен нам всем под названием «Шофёр Артюх». В феврале 1940 года поэт написал стихотворение «Мы клятву помнили свою», посвятив его знаменитому прорыву линии Маннергейма и наступлению войск РККА на выборгском направлении.
Весьма популярным среди бойцов стал красноармеец Василий Тёркин, одним из авторов этого коллективно созданного персонажа стал и Алексендр Твардовский. Небольшие стихотворные сценки — фельетоны и комиксы печатались в газете «На страже Родины» под рубрикой «Прямой наводкой». Всего таких фельетонов было опубликовано около 30. Однако культовым героем для фронтовиков Василий Тёркин стал только во время Великой Отечественной войны. Именно в нём, в простом солдате, каждый боец узнавал себя и товарищей.
С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский – литератор фронтовой газеты «Красная Армия». Эта должность была ответственная. В очередной номер газеты бесперебойно должен был поставляться материал, поднимающий настроение, вселяющий ненависть к врагу и мобилизующий бойцов на отвагу и отпор. Твардовский регулярно выпускал на страницах газеты свои стихи, очерки, заметки, фельетоны, песни и лозунги.
С июня 1942 года А.Т. Твардовский прикомандирован к газете Западного (впоследствии — 3-го Белорусского) фронта «Красноармейская правда», где и трудился до окончания войны. Именно там писатель вернулся к созданию своей знаменитой поэмы «Василий Тёркин», которую он начал ещё весной 1941 года под впечатлением от увиденного в годы советско-финляндской войны. Главы поэмы стали печататься в «Красноармейской правде» в августе-сентябре 1942 года. Василий Тёркин — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. Он – интеллигентный, способный «мыслить и страдать». Жизнелюбие, оптимизм, смекалка, готовность прийти на выручку и природная смекалка, спасительное чувство юмора – все эти черты Александр Трифонович заимствовал для своего героя не только от встречавшихся ему реальных людей, но и у себя самого. Так об этом пишет старшая дочь А.Т. Твардовского Валентина Александровна Твардовская (1931-2023). Главы поэмы «Василий Тёркин» были объединены лишь центральным героем и общей стилистикой текста, при этом каждая обладала обособленным законченным сюжетом. Это делалось намеренно, ведь автор предполагал, что любая часть поэмы может стать последней как для него самого, так и для любого из его читателей.
Поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца» была закончена в 1945 году уже после окончания войны. В 1946 году за поэму А. Т. Твардовский удостоился Сталинской премии 1-й степени. Тогда это была высшая награда из числа присуждавшихся в СССР за достижения в области литературы и искусства.
На снимках:
— А.Т. Твардовский. Снимок 1943 года. Из книги: Твардовский А.Т. «Я в свою ходил атаку…»: Дневники, письма. // Сост. В.А. Твардовская. М., 2005.
— Газета «На страже Родины». № 40. 9 февраля 1940 г. Из коллекции Музея-крепости «Корела».
— Стихотворение А.Т. Твардовского «Стихи о ленинградском шофёре» — фрагмент газеты «На страже Родины». № 40. 9 февраля 1940 г.
— Рубрика «Прямой наводкой». Фрагмент газеты «На страже Родины». № 44. 13 февраля 1940 г. Из коллекции Музея-крепости «Корела».
— «Как Вася Тёркин знамя водрузил». Рубрика «Прямой наводкой», из газеты «На страже Родины». № 44. 13 февраля 1940 г.
— Газета «На страже Родины». № 54. 23 февраля 1940 г. Из коллекции Музея-крепости «Корела».
— Стихотворение А.Т. Твардовского «Мы клятву помнили свою» — фрагмент из газеты «На страже Родины». № 54. 23 февраля 1940 г.
















