Заявления в Кексгольмский райвоенкомат.
С первых дней Великой Отечественной войны каждый гражданин Советского Союза твердо знал, что именно от него зависит судьба страны. Враг дал чётко понять, что его цель – уничтожить тот мир, который принадлежал русскому человеку. На фоне объявленной всеобщей мобилизации параллельно население записывается в добровольческие народные отряды. Единственное желание — быть защитником своего города, семьи, Родины — воплощалось в решении стать добровольцем.
Музей-крепость «Корела» бережно хранит архивные документы – личные заявления жителей Кексгольма с обращениями принять их в ряды РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) в конце лета 1941 года. Более 50 заявлений, каждое из которых содержит не более двух предложений. Везде краткая информация: кто, как зовут, просьба. Каждое заявление заканчивается фразой: «В моей просьбе прошу не отказать». Что ещё можно разглядеть за этими строками? Увидеть можно и нужно многое!
Написанные от руки на тетрадных листах, на простой бурой бумаге, на четвертинках листков, чернилами и простым карандашом заявления написаны в основном девушками и женщинами: Федорова Вера просит зачислить её санитаром или продавцом в полевой военторг, Кожевникова Дарья – в ряды РККА прачкой, Панова Надежда – добровольцем, Беликова Ульяна – медсестрой, Беляева П. – в ряды Красной Армии буфетчицей или официанткой. Буркова Александра пишет «…я хочу своим трудом помочь разгромить фашистскую свару» или Карнаухова Мария объясняет «…специального медицинского образования не имею. … С 1936 г. по 1940 г. сданы нормы на значок Ворошиловского стрелка.», Мазур Анна – «…Прошу направить меня добровольно в Красную армию, так как хочу защищать свою Родину вместе со всем советским народом, у меня есть мед образование 3-х месячных курсов мед сестёр…». За скупыми словами мы чувствуем непримиримость к происходящему и решимость действовать, стремление привнести свой вклад в общее дело.
Познакомившись со всеми этими документами, спрашиваешь себя: а что же дальше? И мы можем вам ответить точно — практически все эти заявления были удовлетворены военным комиссариатом Кексгольма. Это следует из других документов Приозерского горвоенкомата, которые были переданы в музей в 1980 году: заявления, отношения, предписания, именные списки датированные 1941 годом. Из них мы узнаём, что добровольцы направлялись в корпуса полевых вет. лазаретов № 76 и № 23, в эвакуационный госпиталь № 1449, в 39-ый батальон аэродромного обслуживания, в Череповецкое пехотное училище и др. Например, в первых числах августа Тулаева Анна, Горюнова Анастасия, Суворова Анна были в числе кандидатов в добровольцы и уже 2 августа 1941 года они направлены в распоряжение командира 39-го батальона аэродромного обслуживания (фото 05-08). Человеческий ресурс распределялся незамедлительно туда, где не хватало рук.
Никто не остался в стороне, когда война пришла на порог их дома. Каждый мужчина взял в руки оружие, женщины и дети заняли их места в мирной жизни. Они не участвовали в боях, но их труд был так же необходим в качестве медсестры, повара, телефонистки или связистки и во многих других профессиях. Мы будем всегда благодарны детям, мужчинам и женщинам военного времени, внесших свой вклад в Великую Победу!
На снимках: Заявления о приеме в ряды Красной Армии из коллекции музея-крепости «Корела».








