Во время Великой Отечественной войны Ленинград не только выстоял под огнём, но и стал настоящим городом-невидимкой. Чтобы сбить с толку вражеских лётчиков и артиллеристов, шпили и купола соборов закрасили в серый или укрыли чехлами, здания «превратили» в парки и руины, а скульптуры спрятали под землю. Историк искусства Юлия Бахарева рассказала, как жители боролись за сохранение архитектурного наследия в условиях блокады.
Уже 25 июня 1941 года, через три дня после начала войны, был утверждён список из почти сотни монументов, которые требовалось укрыть. Работа шла в бешеном темпе — иногда на разработку защиты давалось всего 2–3 дня.
Координировал процесс Отдел по охране памятников, но к делу подключились архитекторы, музеи, райсоветы и даже предприятия. Например, основание памятника Кирову засыпали грунтом, вынутым при строительстве метро.
Что прятали в первую очередь?
- Мраморные скульптуры Летнего сада (их закопали в землю).
- Коней Клодта с Аничкова моста (сняли и укрыли во дворе Дворца пионеров).
- Памятник Петру I у Михайловского замка (зарыли в сквере).
- Статую Анны Иоанновны с арапчонком (из-за хрупкости спустили в яму прямо в Русском музее).
А вот Медного всадника и памятник Николаю I решили не снимать — их защитили на месте деревянными щитами и мешками с песком.
Почему не спрятали Кутузова и Суворова?
Ходит легенда, что памятники полководцам у Казанского собора оставили как символы сопротивления. На самом деле их просто не успели убрать: к зиме 1941 года работы остановились из-за нехватки сил. Позже решили, что раз уж так вышло, пусть они вдохновляют ленинградцев.
Как маскировали шпили и купола?
Немцы использовали золочёные купола и шпили как ориентиры для бомбардировок. Чтобы лишить их этого преимущества, позолоту закрашивали серой краской или закрывали чехлами.
Самые сложные объекты:
- Шпиль Адмиралтейства — вместо покраски на него надели гигантский чехол («юбку»), который крепили альпинисты-любители (среди них были даже виолончелисты из оркестра, игравшего Ленинградскую симфонию Шостаковича!).
- Купол Исаакиевского собора — красили промышленные альпинисты, спускаясь на блоках.
- Шпиль Петропавловки — тоже закрасили, но чехлы постоянно рвались от ветра и осколков.
Смольный собор замаскировали под парк — над ним натянули сети с аппликациями листьев, которые меняли в зависимости от сезона. А вот Эрмитаж не прятали: он не был ключевой доминантой, хотя в него попали снаряды (один — за месяц до снятия блокады).
Прямое попадание тяжёлого снаряда уничтожило бы любую защиту, но укрытия спасли от осколков и взрывной волны. Лучше всего защищала земля: например, памятник Александру III пережил прямое попадание снаряда, будучи закопанным во дворе Русского музея.
Что пострадало больше всего?
- Шуваловский дворец
- Михайловский замок
- Дом Лаваль на Английской набережной
- Музей этнографии
Ленинградцы не просто выживали — они спасали свой город, превращая его в гигантскую театральную декорацию. Их усилия не были напрасными: большинство памятников уцелело, а после войны вернулось на свои места.
Это не просто история маскировки — это история сопротивления.
А вы знали эти факты? Как думаете, какие ещё тайны хранит блокадный Ленинград?









