Листая страницы архива, удивляешься, сколько событий происходило в стенах колледжа. И это не только уроки и практические занятия, работа в мастерских. Одно из самых ярких событий – создание в 1941 году партизанского отряда «За Родину».
16 июля 1941 года на территории Куркийокского и Кякисалмского районов Карело-Финской ССР был сформирован партизанский отряд «За Родину». Командиром стал член партии с 1927 года Александр Иванович Горбачев, до войны работавший председателем исполкома Куркийокского райсовета депутатов трудящихся. В здании колледжа отряд сформировался и принял присягу.
Из информационного письма первому секретарю ЦК Карело-Финской ССР товарищу А. С. Варламову:
«Отряд создан из двух групп: первая – Куркийокская головная в количестве 34 человек, которую возглавлю я сам, и вторая – Кексгольмская, из 33 человек, в которой оставлены мой помощник товарищ Ефимов и политрук товарищ Мастинен. Комсомольская группа имела 67 человек, но при отборе получился отсев. Обе группы находятся на казарменном положении как взводы спецназначения истребительных батальонов, но люди сами знают, что они являются красными партизанами…» 01.08.1941 А. Горбачев.
Из рапорта командира Кексгольмского отряда А. Горбачева штабу по руководству партизанскими отрядами Карело-Финской ССР:
«Из всего отряда совершенно не имеют военной подготовки 32 человека, которые равномерно разбиты по всем трем группам. Вооружение отряда: на группу – “Суоми” и ручной пулемет “Браунинг”. А всего имеется три “Суоми” и три ручных пулемета.
Боец имеет винтовку и 4 гранаты. Причем гранаты различные – Ф 1, РГД-1933, польские и финские. Базы отряда только в Куркийокском районе…» Командир отряда А. Горбачев. 9 августа 1941 года.
С 21 августа 1941 года территория Приозерска была оккупирована финляндскими войсками и именовалась «Кякисалми». С 1941 по 1944 год в городе размещалась маневровая база военно-морских сил Финляндии.
В июле 1944 года советские солдаты 142-й стрелковой дивизии форсировали Вуоксу и вместе с подразделениями 115-го стрелкового корпуса сумели преодолеть укрепленную линию вражеской обороны, заставив врага отступить.
В сентябре 1944 года в Кексгольм вступили войска Ленинградского фронта. По окончании военных действий город был разрушен на 80 %…
Первые жители, уставшие от военной разрухи и неустроенности, были полны решимости трудиться в любых условиях, чтобы скорее вернуться к мирной жизни. В первую очередь надо было отстроить город заново и приспособить его для жизни. Активное участие в восстановлении принимали преподаватели и учащиеся Ремесленного училища № 11.
Город Кексгольм (финское название города Кякисалми, современное название – Приозерск) окончательно стал частью СССР 24 сентября 1944 года. За годы войны город был почти уничтожен, финские жители были эвакуированы вглубь Финляндии, и советские войска зашли в пустой, полуразрушенный город. Старожилы вспоминали, что в первые двадцать дней единственными жителями города были сотрудники НКВД, перед которыми стояла задача обеспечить безопасность будущих горожан. В послевоенное время город остро нуждался в специалистах. Нужны были образовательные учреждения.
С конца октября 1944 года в Кексгольм стали возвращаться из эвакуации советские жители. Постепенно стала налаживаться мирная жизнь: открылась начальная школа, в ноябре заработал первый магазин и первая столовая.
Из воспоминаний педагога Анны Трофимовны Ганюшкиной (начальная школа № 1):
«Города фактически не было. Это были горелые останки на фундаментах с торчащими кирпичными трубами <…>. Взор привлекали 5–6 каменных домов. Город был совершенно безлюден. Мне предложили остановиться в маленьком домике во дворе здания Банка, где и пришлось жить две недели: спать на полу на соломе, так как финнами было увезено все».
Почта работала без почтальонов: люди сами приходили за письмами и газетами. Первый хлеб выпекали под открытым небом, тесто изготавливали вручную, в деревянных корытах. Воду возили с Вуоксы на лошади в деревянных бочках. В январе 1945 года открылась районная больница, детский сад, Дом культуры, районная библиотека. Уже в это время в Кексгольм прибыла бригада специалистов Леноблисполкома для составления Генерального плана восстановления и развития города, который утвердят через два года.
В уцелевшем здании бывшей Народной школы и разместилось организованное Ремесленное училище № 11, первым директором которого стал участник Великой Отечественной войны, командир роты разведчиков Георгий Михайлович Попов. Обучение велось не только в учебных классах, но и на производственных площадках завода. И уже в 1947 году училище выпустило первых 116 квалифицированных рабочих для целлюлозного завода.
Сложное послевоенное время формировало сильных и деятельных людей. Среди первых учеников Ремесленного училища № 11 были наши земляки, известные и уважаемые люди –Михаил Кириллович Антонов и Виктор Александрович Карпов.
Вот воспоминания этих лет Михаила Кирилловича Антонова:
«Меня вместе со школьным и окопным товарищем – Карповым Виктором областное управление трудовых резервов направило в Ремесленное училище № 11 в неизвестный город Кексгольм. Тогда мы еще не знали, что приехали на всю жизнь.
Город был почти полностью разрушен, асфальтированных улиц не было. Рядом с площадью находится сквер (Петровский), а за ним виднелось здание училища. Ни домов, ни больничных корпусов еще не было. А от теперешней улицы Чапаева до самого целлюлозного завода тянулось огромное поле. Это было подсобное хозяйство завода, где выращивали картофель и овощи. Училище не имело спальных корпусов. В каждой классной комнате поставили по 20 кроватей. В первый год уже было 250 учащихся. В белом 2-этажном здании на улице Литейной находились наши мастерские: литейный цех, слесарные мастерские, были 2 кузнечных горна, завезены токарные и фрезерные станки. Лаборатория по химии находилась при заводоуправлении и на практику учащиеся ходили туда. Руководила лабораторией и преподавала в РУ № 11 Лубкова Наталья Николаевна (ее сын Лубков Николай Николаевич одно время был директором ПУ № 5)».
«Учились мы в основном на производстве. Война еще не кончилась, весь народ работал не покладая рук, и мы, учащиеся, работали в цехах, восстанавливали целлюлозный завод. ТЭЦ завода еще не была восстановлена, возводилась первая труба. Электроэнергия на город подавалась от заводского локомобиля. Когда ее не хватало для нужд завода, то город отключался.
В южной части здания училища тогда находилась районная типография. Во время отключения электричества ребята из ремесленного училища вручную крутили печатный станок.
Особенно трудно было зимой. На работу шли как в бой. В цехах гуляли сквозняки, руки примерзали к металлоконструкциям, погреться выходили из помещений на улицу, где стоял 20–30-градусный мороз. Окна заколачивали досками, в цехах жгли костры. В июне 1945 года кексгольмцами было принято решение: “Следуя славному примеру ленинградцев, каждый трудящийся города должен отдать не менее 30 часов (сверх своего рабочего дня) на выполнение обширного плана восстановительных работ в текущем году”.
Но восстанавливать нужно было не только завод, но и весь город. В июне жителями города в свободное от основной работы время было разобрано 156 фундаментов разрушенных в годы войны зданий. 1-го июля был организован общегородской комсомольский воскресник по восстановлению городского стадиона (сейчас его название “Юность”). Во всех мероприятиях по восстановлению г. Кексгольма самое активное участие принимали и учащиеся РУ № 11».
Из воспоминаний выпускника Ремесленного училища № 11 Николая Шаронова:
«В жизни сложилось так, что в разные годы по принципу преемственности сначала мы с братом в 1948 году, потом мой сын – в 1975 году и, надеюсь, мой внук получили рабочую закалку в стенах этого училища с помощью преподавателей и мастеров. И мы, кто заканчивал его, это всегда помним».
Энтузиазм первых послевоенных лет был характерен и для педагогического коллектива Ремесленного училища, в которое пришли работать бывшие фронтовики, настоящие мастера своего дела. Работали, не считаясь со временем, принимали участие в восстановлении города, обучали молодежь мастерству, стремились сделать жизнь училища интересной и насыщенной.
Из воспоминаний ветерана колледжа, преподавателя химии Галины Николаевны Курловой:
«Ощущалась большая нехватка мастеров производственного обучения и учителей, в основном это были совместители. Это Харламова Тамара Александровна, Феофанов Евгений Михайлович, воспитатель – Апон Евгений Сергеевич. С июля 1945 по 1947 год в училище математику преподавала Вараксина (Немчикова) Тамара Павловна. Семья Немчиковых – целая учительская династия. Педагогическая деятельность Немчиковой Варвары Васильевны (матери Тамары Павловны) началась еще в 1913 году, когда она окончила Череповецкую гимназию.
В училище менялись директора, приходили новые мастера, учителя, открылась библиотека.
С 1949 по 1953 год директором был Стукалин Алексей Иванович, заместителем директора по УПР был Косьбо Григорий Абрамович, затем Легашин Василий Иванович.
В 1946 году началась трудовая деятельность Васильева Федора Васильевича. Работал старшим мастером, механиком, контрольным мастером, но больше всего времени Федор Васильевич проработал мастером производственного обучения. За долгие годы в училище обучил не одну тысячу молодежи слесарным навыкам».



