Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) на Руси называли Святками. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов, и это было самым подходящим временем для гадания.
В книге «Для русских святок, песни, музыка и гадания» (1835) Василий Алферьев вспоминает о старинных святочных обрядах, которые, по мнению автора, постепенно забываются: «Где теперь этот праздник, народный, оригинальный своею затейливостью и весёлый своею игривостью, который сближал сердца и души, был сладостным отдыхом от трудов, был свидетелем надежд и обетов?» Далее Василий Алферьев пишет: «Сам Пётр I, с любимцами своими, наряженный, катался на святках; предание стариков вспоминаешь о святочных забавах при императрице Елизавете Петровне, которая сама пела святочные песни с красными девицами и любила наряжаться в святочные вечера». В книге представлены примеры гаданий, обрядов и песен.
Святочные чудеса и традиции нашли отражение в произведениях русской художественной литературы. Вот строки Василия Андреевича Жуковского: «Раз в Крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали».
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Настали святки. / То-то радость! / Гадает ветреная младость».
Николай Васильевич Гоголь так описывает это время: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила; глянули звёзды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
В русской литературе сформировался жанр рождественского, или святочного рассказа. Он строился по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала.
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с рассказом священника Иоанна Галабутского «Рождественский сон», главный герой которого двенадцатилетний Петя Свечка переживает о том, как он утром будет на праздничной службе в честь Рождества Христова читать одну из самых важных частей церковной службы – шестопсалмие.
Накануне испытания он видит во сне «горящую чудным, необыкновенным светом» рождественскую звезду, встречает «как будто знакомых, с посохами в руках» волхвов и окруженного тихим, неземным сиянием младенца Христа, который вселяет в него веру в свои силы. Когда на другой день батюшка и отец Пети запели в доме хвалебную песнь, «на глазах у Пети светились, как чистые бриллианты души, искренние, непрощённые слёзы». Батюшка удивлённо спросил мальчика: «Чего же ты плачешь, Петя, ты так чудесно прочёл сегодня шестопсалмие».
В электронном фонде Президентской библиотеки представлен рукописный документ, который недавно поступил в библиотеку и стал доступен пользователям на портале учреждения. Это письмо священника Лепельского уезда Витебской губернии Григория Клодницкого, в котором он рассказывает о постах и праздниках, сопровождаемых особенными обычаями и поверьями. Письмо написано 10 июня 1850 года и адресовано Русскому географическому обществу. Автор послания сообщает: «Я имею честь представить Русскому географическому обществу некоторые этнографические сведения о моём околотке…».
Григорий Клодницкий подробно описывает, как крестьяне соблюдали Рождественский (Филиппов) пост: «Дни постные у крестьян мало чем отличаются от скоромных по пище: сельди и свежая варёная рыба без приправ во всякое время составляют лакомое, роскошное кушанье». Женщины обычно в пост пряли и пели колядные песни, к полудню садились обедать, а к сумеркам ложились спать.
Больше информации об истории и традициях праздника можно узнать на портале Президентской библиотеки в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1895), в исследовании выдающегося этнографа Александра Терещенко «Быт русского народа» (1848), а также ознакомившись с материалами коллекции «Новый год и Рождество в России».