До  80 годовщины дня Великой Победы оставалось!

«Мир без театра безудержно серый»

Культура

       Как возникает замысел спектакля? Из каких соображений режиссёр берёт то или иное произведение? Сможет ли актёр-любитель донести до зрителя переживания, написанные автором? Где, когда и кто сказал, что эту идею можно воплотить? Зачем выносить на суд публики то, что придумал режиссёр, художник воплотил это в сценографии, а актёр сыграл? Такие вопросы всегда возникают и ответы на них сложно найти, но они всегда актуальны, как и в профессиональном, так и в любительском искусстве.

«Когда б вы знали из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеди.

Сердитый оклик, дёгтя запах свежий

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне».

     Эти строки А. Ахматовой можно отнести и к процессу создания спектакля.

У режиссёра на разных этапах работы над постановкой, возникает множество задач, которые быстро или медленно, или вообще не решаются. Приходится отказываться от какой-то задумки, случаются такие обстоятельства, при которых не удаётся подробно поработать над образом. Часто бывает, что придумано интересное решение спектакля, но на какие средства театр пошьет костюмы, купит реквизит, сделает декорации?  Эстетика любительских спектаклей тяготеет к бедному театру, вот уж действительно «…когда б вы знали, из какого сора…».

    Идея о поэтическом спектакле возникла не случайно. Театр уже обращался к поэзии А. Ахматовой, Р. Рождественского, Ю. Левитанского, А. Твардовского. Как-то на репетиции возникло желание вновь обратиться к поэзии А. Ахматовой. В 1996 году на Областном фестивале «Театральная весна» театр «Турандот» за спектакль «Реквием» получил звание Лауреата I степени. В той постановке играли Провоторова Наталья, придумавшая концепцию спектакля и Пронкина Ирина.

     В новом спектакле «Вхожу, как в зеркало…» по поэмам А. Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя», Ахматову вновь сыграла И. Пронкина, а молодую Ахматову играет Киреева Татьяна. Если у Ирины есть большой опыт работы с поэтическим материалом, то у Татьяны такого опыта не было. Репетиции показали, что молодая актриса справится с ролью, и Татьяна блестяще сделала это.

    Актрисы заставляли зрителей сострадать и переживать те состояния души, которые испытывали их героини. Зрительскому восприятию помогала и сценография. В центре сцены — огромное зеркало, в дальнейшем оно обыгрывается как качели, которые в финале становятся рамой для иконы. Рядом стоит, с оборванными проводами, телеграфный столб, напоминающий Распятие. На переднем плане — черные и белые кубы с подсвечниками, кукла-неваляшка, книга.  Пронкина И. и Киреева Т. очень умело работали со стихами, обыгрывали декорации и реквизит. Напряженная музыка П. Чайковского и С. Рахманинова помогала актрисам и зрителям почувствовать атмосферу покаяния и тревоги.

    В прошлом году театр поставил спектакль по рассказам А.П. Чехова «Коротко о длинном». В этом году состоялась премьера второй части. Гротеск по рассказам «Драма» и «Хамелеон» вновь вызвал у зрителей бурную реакцию, звучал смех, игру актёров прерывали аплодисменты и крики «Браво!».

    Реформатор русского театра К.С. Станиславский говорил своим ученикам: «Облачиться в костюм, выучить текст, ходить по сцене- это далеко не театр». Артисты театра «Турандот» доказали своим мастерством, что усвоили эту истину.

   Сергей Брындин и Анастасия Гончарова в сцене «Драма» играли виртуозно, они перевоплотились в своих героев так, что зритель порой забывал, что перед ними не их земляки, а чеховские персонажи. Актёры играли профессионально, самозабвенно, смешно. Писатель Павел Васильевич в исполнении С. Брындина выглядел довольным, очень вкусно завтракал, был спокойным и благородным. Но вот приходит лакей Лука ( эту маленькую роль сыграл большой мастер  Андрей Ковров) и сообщает, что в приёмной его ждёт женщина. Павел Васильевич соглашается её принять. Скромная графоманка Мурашкина вошла в кабинет… То, что произошло дальше, пересказать невозможно. Анастасия купалась в этой роли, её героиня была то заискивающей, то наглой, глупой, плачущей. Публика была в восторге от увиденного.

  Приходя на спектакль, мы хотим видеть, как меняется персонаж, каким он становится в финале. Актёры справились с этой задачей, и зрители долго благодарили Гончарову А. и Брындина С. за доставленное удовольствие.

      Рассказ «Хамелеон» в книге занимает две с половиной страницы.  На сцене эту историю зритель увидел с подробностями. По площади шёл полицейский надзиратель Очумелов, в этой роли Павел Пшоняк был неподражаем. Туповатая физиономия его героя Очумелова отображала все события: он был грозным и растерянным, заискивающим и добрым, льстивым. Рядом с ним шёл городовой Елдырин, которого мастерски сыграл Алексей Мостовой. Он был под стать своему начальнику. Алексей много импровизировал, неожиданное поведение и оценки ситуации вызвали у зрителей неподдельный интерес.
     На сцене-площади валялись пустые ящики, мешающие движению блюстителей порядка. От жары и усталости они присели отдохнуть. Вдруг, прыгая через ящики вылетает собака… Сюжет рассказа все знают со школьной скамьи, пересказывать его не стоит.

    Собаку очень здорово сыграл Павел Ковров. Это было обаятельное существо, искавшее защиты то у одного, то у другого. От испуга и страха собака даже заговорила, чем и обрадовала публику.

    Небольшие роли сыграли Гончарова А. и Киреева Т., их торговки были просто умилительны. Повара Прохора играл Брындин С., а Хрюкина, из-за которого случилась эта история, сыграл Ковров А.

   Каждый актер, игравший в этом спектакле, чувствовал живую реакцию, внимание, благодарность зрителей и сполна отдавался игре. Зритель уходит со спектакля, только если он скучный. Зритель не будет сидеть и смотреть спектакль, в котором ходят говорящие головы. В спектакле «Коротко о длинном» было очевидно, как слаженно, искренне, с самоотдачей работают актёры.

На фестивале «Театральные встречи — 2024», который проходил в ноябре, театр «Турандот» стал победителем в пяти номинациях. Гран-при за спектакль «Коротко о длинном», в номинации «Театральная композиция» за спектакль «Вхожу, как в зеркало…» — Диплом Лауреата. В номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана» награждены Гончарова Анастасия и Мостовой Алексей. В номинации «Лучшая режиссёрская постановка» победителем стал руководитель театра Провоторов А.В.

Вместе с обаятельными мимами (участниками театра танца «Вдохновение» ) театр «Турандот» открыл фестиваль прологом « С чего начинается театр?» и проникновенной песней, которая заканчивается словами:

Нам без театра ни дня не прожить,

Мир без театра безудержно серый.

Новая роль- это новая жизнь,

Пьеса прочитана, ждите премьеры!

Сейчас народный театр «Турандот» работает над спектаклем для детей и ждёт своих юных зрителей в новогодние каникулы.

                                                                                                 А. Васильев

Фото: «Вхожу, как в зеркало…», «Драма», «Хамелеон».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: