Что сегодня мотивирует молодёжь идти в социальную сферу, а что отталкивает от неё? Как переупаковать социальную работу, сделать её более привлекательной? Что необходимо сделать для активного привлечения волонтёров в некоммерческие организации, которые помогают людям с тяжёлой инвалидностью?
Об этом говорили на круглом столе, организованном благотворительной организацией «Перспективы» на площадке СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр».
Поводом для важной дискуссии стало исследование, проведённое по инициативе «Перспектив» в рамках проекта «Люди доброй воли» *: «Пути развития профессиональной социальной работы через привлечение волонтёров в социально ориентированные организации».
Авторы исследования — кандидат социологических наук, доцент факультета антропологии ЕУ СПб Анна Клепикова и магистр антропологии, аспирант Дарья Тукина — рассказали участникам об основных выводах.
«Нашими собеседниками были сотрудники и студенты петербургских средних и высших учебных заведений, где готовят социальных работников; сотрудники и волонтёры социально ориентированных НКО. — сказала Анна Клепикова. – В целом нас интересовала взаимосвязь интереса человека к волонтёрству и дальнейшей его профессионализации в качестве социального работника. При этом мы хотели не только показать тенденции, но и объяснить смыслы, которые за ними стоят. Мы говорили также о волонтёрской мотивации и о том, каким образом учебные заведения видят профессионализацию студентов. Это исследование представляется нам актуальным не только для «Перспектив», но и для других организаций социальной сферы. Потому что в нашей стране сейчас происходит системная трансформация понятий социальной работы и волонтёрства».
Познакомиться с исследованием полностью и выводами можно на сайте «Перспектив»: 2024_razvitie_socraboty_cherez_privlechenie_volontyorov.pdf
А вот некоторые из них. Выяснилось, что студенты опасаются выбирать социальную сферу, потому что воспринимают её в первую очередь как сочетание низкой зарплаты и тяжёлой — физически и морально — работы. Она не представляется молодым людям престижной и «интеллектуальной», они не видят в ней никаких возможностей для карьерного роста. Мешает размытость представлений о сути социальной работы, а также низкая информированность о деятельности петербургских НКО.
Исследователи дали несколько рекомендаций по изменению имиджа социальной работы, среди которых: наполнить понятным, привлекательным смыслом новые должности, сделать акцент на творческом потенциале, гибкости и адаптивности. Дать новую жизнь термину «социальный работник»: создать целостный и понятийно яркий образ профессии, выделив её позитивные аспекты.
О том, что понятие социальной работы действительно видоизменяется, говорила в своём выступлении Юлия Платонова, директор «Профессионально-реабилитационного центра».
«Социальная работа в её прежнем понимании исчезает, растворяется в сегментах: часть уходит в цифру, в многофункциональные центры, на Госуслуги. С другой стороны, появляются новые и новые проблемы, которые требуют точечного решения. Я 25 лет преподаю, возглавляю кафедру социальной работы в Государственном институте психологии и социальной работы, и вижу, что наши первокурсники – ориентированные на социальную работу студенты. Сколько из них уходит в профессию – это вопрос. На мой взгляд, должны быть амбассадоры внутри учебных заведений, которые понимают специфику НКО и госучреждений, и понимают мотивацию студентов».
Говорили о том, что волонтёрство – один из наиболее мягких и последовательных способов знакомства и вхождения в социальную сферу. В этой связи очень важно находить способы привлечь студентов как в некоммерческие, так и в государственные социальные организации в качестве добровольных помощников.
По мнению участников круглого стола, важные условия для этого — отдельный куратор от вуза, от НКО и чётко обозначенные задачи волонтёрства.
«В «Перспективах» есть опыт взаимодействия с вузами, — сказала директор по связям с общественностью благотворительной организации «Перспективы» Евгения Соколовская. – Очень важно, чтобы это была проектная деятельность. Если ставится чёткая задача от вуза, а некоммерческая организация готова включаться, получается классная история, полезная и обществу, и подопечным НКО».
Андрей Зленко, представитель «Центра международных гуманитарных связей» Комитета по труду и социальной защите администрации Санкт-Петербурга, рассказал, что они тоже проводили своё исследование на сходную тему.«Да, самая большая проблема – это отсутствие информации о социальной сфере в городе для студентов. Вторая – преподаватели не являются драйверами мотивации для студентов. У вузов на 1 и 2 курсах есть дисциплина, которая называется «Основы добровольческой деятельности и взаимодействие с социально ориентированными организациями». Первый шаг на пути взаимодействия НКО и госучреждений с вузами – заходить со своими экспертами в эту дисциплину. Это ещё один пункт, который подсветили сами студенты».
О том, какую незаменимую роль волонтёры играют в жизни человека с тяжёлой инвалидностью, рассказала Ирина Македонова, заместитель директора по социальным вопросам Детского дома-интерната № 4 в Павловске: «Ребята у нас с тяжёлыми физическими и ментальными нарушениями. Наши сотрудники работают с волонтёрами «Перспектив» рука об руку. Волонтёры сопровождают ребят на прогулках, на различные мероприятия, в стационары, в больницы, потому что ресурсов персонала не хватает. В группе, где работает один воспитатель и помощник, их участие крайне необходимо, потребность в этом великая. Думаю, что и для волонтёров это школа важная. Они и с людьми учатся работать, и с персоналом взаимодействуют, и для подопечных становятся друзьями. У нас есть ребята старше 18 лет, и волонтёры для многих из них как свет в окне: они с ними и гуляют, и осваивают гаджеты, и делятся сокровенным».
В отсутствие молодёжи, которая готова идти в социальную работу, руководители организаций этой сферы ищут помощи среди людей серебряного возраста.
«Средний возраст наших сотрудников – 47 лет. Многие пришли из самых разных сфер: есть бывшие экономисты, преподаватели, аудиторы, библиотекари, — рассказала Cветлана Белая, директор Психоневрологического интерната № 10. — Среди причин, почему к нам не идут молодые специалисты, и низкая престижность работы, и отсутствие карьерного роста, и неконкурентные зарплаты. Есть и такие причины, на которые повлиять невозможно: сейчас активный трудоспособный возраст у людей, рождённых в 1990-е, когда демографическая ситуация была грустная. А потребность в сотрудниках с высоким уровнем ответственности, самоорганизации, и при этом обладающими человеколюбием, милосердием, очень большая. Поэтому обращаем внимание на пенсионеров трудоспособного возраста».
Среди участников круглого стола были представители Комитета по социальной труду и социальной защите; социально ориентированных НКО: «Ночлежки», фонда «Антон тут рядом», «Благотворительной больницы», «Перспектив»; государственных социальных учреждений: Детского дома-интерната № 4; психоневрологических интернатов № 3, 4, 10, Центра социальной реабилитации Василеостровского района, СПБ ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»; образовательных организаций, которые занимаются подготовкой специалистов в сфере социальной работы: Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, СПбГУ.
Общим тезисом выступлений спикеров стало то, что без взаимодействия, без сотрудничества всех структур, заинтересованных в повышении имиджа социальной работы, вряд ли получится что-то изменить.
Об этом, резюмируя, сказала Анна Тульская, руководитель волонтёрской программы «Перспектив»: «Два с половиной часа интенсивного диалога, обозначены важные вопросы. Мне кажется, и наше исследование, и наша встреча – это первые шаги в поиске точек соприкосновения. Сегодня прозвучала фраза, что все, кого мы обучаем, кого принимаем в волонтёры, заинтересованы в первую очередь в том, чтобы решить проблему человека. Это миссия социальной работы. В эту сферу – и учиться, и волонтёрить, и работать, приходят люди как раз за этим смыслом. Хочется всем нам пожелать поддерживать в них эту мотивацию».
* Проект «Люди доброй воли» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного «Фондом президентских грантов».