Совсем недалеко от города Приозерска есть удивительное место. При въезде в посёлок Севастьяново встречает гостей красивый каменный великан – кирха святого Иоанна. На её месте и раньше стояли церкви. Первые сведения о существовании деревянной церкви относятся к 17 веку. Жизнь деревянных зданий была не очень длинной из-за войн и пожаров. Ныне существующее здание было построено по чертежам архитектора Лассе Бъёрка и освящено в 1933 году. В годы перестройки от здания остались только руины. Почему же сейчас сюда спешат верующие, исследователи, любознательные туристы, люди культуры и искусства?
16 ноября делегация ТЦ «Наше наследие» выехала в Севастьяново на встречу с интересной семьёй, живущей в этом посёлке. Необычная история восстановления заброшенного изгаженного здания кирхи, которое многие годы жителями и проезжающими мимо считалось «отхожим местом», привлекала внимание на протяжении последних лет каждого неравнодушного человека. Ещё с дороги мы увидели каменное строение и ухоженный двор, который украшали гирляндами. Нас встретил пастор – Виктор Ружинский. Он был очевидцем истории уничтожения этого исторического и духовного памятника. Именно ему пришла неожиданная и дерзкая мысль о спасении своими руками практически утраченного каменного исполина. Всем, кто далёк от истории и христианства, кирха кажется чем-то не русским, а значит, принадлежащим не нашей культуре, что в корне не так. Такое представление сложилось в результате умалчивания многих исторических фактов и даже из-за дезинформации. Мы уже сталкивались с некоторыми нелестными и осуждающими высказываниями по поводу кирхи в Приозерске. Она до сих пор стоит закрытой, а вопрос о создании в ней музея или концертного зала не решается. Передача её в руки священника была отклонена по разным причинам, о которых мы можем только догадываться. Поэтому мы понимали, как трудно было спасателю кирхи в Севастьяново не только вести работы и привлекать сторонников, но и возрождать самое главное – духовный и культурный центр. Само здание кирхи представляет интерес с разных сторон. В создании её принимало участие много людей, живших в наших краях. На пожертвования и в виде дарений приобретались средства для выполнения макета и осуществления строительства. Кирха не только была местом для богослужений, исполнения христианских обрядов, но ещё и культурным, духовным и социальным центром. Община стремилась осуществлять принцип социальной справедливости, распределяя виды деятельности среди прихожан по оказанию помощи нуждающимся и для ведения хозяйства. Здесь под заботливым вниманием наставников происходил духовный рост людей, раскрытие в них стремления к самосовершенствованию. Благодаря духовным заботам много талантливых мастеров достигло творческих высот, обогатило современников свои произведениями и оставило дары для последующих поколений. На этих землях были созданы прекрасные музыкальные, поэтические, литературные произведения. Сейчас очень ценится в людях патриотизм. Откуда же берутся его истоки? Не в таких ли небольших общинах и коллективах, где сохраняются достояния прошлого и где они преумножаются силой своих рук, мыслей и веры? Мал золотник, да дорог. Именно таким увидел наш коллектив это уникальное место и его удивительных «ангелов-хранителей». Глубокая духовная жизнь будит такие невероятные подвижнические идеи. Виктор Ружинский и его жена объединили людей для достижения гармонии как внутри себя, так и в окружающем мире. Храм открыт для всех желающих познать неизведанное. В интернете он известен как кирха святого Иоанна «Каукола». Архивы прихода были вывезены, но сохранились до наших дней, что даёт возможность изучать историю этого края по документам. К тому же, теперь это единственный действующий лютеранский приход от Санкт-Петербурга до города Сортавала. Нашу встречу Виктор Ружинский организовал так, чтобы можно было прослушать экскурсию, подняться на башню, ознакомиться с экспонатами и фотографиями, побеседовать за чашкой чая, а для верующих – помолиться и подумать о вечном в часовне убиенных младенцев. Как это непохоже на действия других отдельных групп, отгородивших совсем рядом огромные территории любимых жителями мест на берегу Ладоги, построивших на шальные деньги заборы, не дающих выхода к «жемчужинам природы» , нарушивших движение по протокам и озёрам. Эти «денежно отягощённые» даже не задумываются о том, какой урон они наносят природе и большинству людей, проживающих рядом. Например, администрация отеля «Точка на карте» и расположенные рядом организации запретили посещение берегов при слиянии Вуоксы и Ладоги и создали ограждения от самого моста до шоссе. Самое любимое место приозерцев стало недоступным. По каким законам живут такие «забиратели» территорий? Явно, не по духовным и не государственным. На основании каких документов произведены постройки и заграждения в прибрежной зоне Ладожского озера? Очевидно, ковид послужил поводом этим лихачам не надеть маски, а изготовить забрала. Не укладывается в сознании, как в таком хаосе стойко держатся наши неутомимые севастьяновские герои, не жалея своего времени, денег и сил. Мы узнали, что сейчас для них наступил очень сложный период, связанный со здоровьем и потерей единомышленников во время ковида. В следующем выпуске альманаха «В краю озёр» мы решили написать подробно об истории кирхи и её спасателях. Может, после прочтения и Вам захочется внести свою лепту в это достойное дело.