До  80 годовщины дня Великой Победы оставалось!

В каждом нашем спектакле – чистота человеческих отношений

Культура

Интервью с художественным руководителем Театра на Васильевском Владимиром Словохотовым

Новый сезон для ленинградского областного Театра на Васильевском ознаменован не только премьерными спектаклями, но и важной вехой – 35-летием коллектива. Художественный руководитель-директор театра Владимир Словохотов поделился с нами воспоминаниями о начале творческого пути, размышлениями о значении сцены в жизни людей и планами на 36-й театральный сезон.

Продолжение традиций

– Владимир Дмитриевич, более 30 лет Театр на Васильевском является государственным областным театром. Как сегодня строится ваша работа с Ленинградской областью?

– В этом сезоне мы играем 107 спектаклей в Ленобласти. Представьте, если в году примерно 250 рабочих дней, то половина рабочего времени проходит на выездных площадках. Сейчас в регионе появились замечательные площадки. Практически везде есть свет, звук, тепло. А когда-то мы приезжали со своими обогревателями, потому что в гримёрках было невозможно переодеться.

– Выступления в каких районах Ленобласти вам особенно по душе?

– Я очень люблю Лодейное Поле, Выборгский район, Киришский район. Какой пейзаж, такие и люди. Чистота свободы, чистота взаимоотношений – жизнь в деревне всегда была выстроена на этих принципах. Там нельзя быть плохим или нечестным, ведь дурная слава передается из поколения в поколение.

Вы знаете, я сам из сельской местности – родился в деревне Сергеевка Манского района Красноярского края. Мои родители были учителями. Бабушка была актрисой и оперной певицей до революции. У меня было сельское детство – просто кто-то зимой бегал с клюшкой по льду, а я читал книжки. И артистом стал благодаря случаю. Когда учился в 5-м классе, к нам приехал Канский драматический театр. В клубе не хватало места, чтобы сыграть спектакль. И освободили подтоварник – место, где хранили зерно. Старый барак, построенный из огромных лиственниц. Его вычистили, вымели, поставили скамейки из клуба, включили прожектора. И когда я уловил запах хлеба, а вместе с ним – запах грима, и увидел бесконечно красивые по тем временам костюмы – сразу понял, что это сказка, в которой я обязательно буду жить.

И сегодня я верю, что если какой-то мальчик или девочка в нашей Ленинградской области увидит наш спектакль, то, быть может, и он захочет стать артистом. Или же просто посмотрит «Землю Эльзы» и поймёт, что такое любовь.

Путь к искусству

– Восприимчивых натур немало, но как распознать прирождённого артиста? Вы как педагог знаете секрет?

– Мне сложно сказать, как происходит выбор актёра. Это и внутреннее состояние человека, и его энергетика, и его обаяние или категорическое отсутствие обаяния – такие артисты тоже, кстати, нужны. Помогают интуиция и ощущение колоссальной ответственности. Если мы выучим инженера в институте, а он быть им не захочет – то человек без проблем переучится и сильно не пострадает. А представляете, какая тщеславная натура – артист? Если он окажется вне профессии? При работе с молодёжью я всегда помню, что возьму на себя грех и уничтожу этого человека, если он не будет занят или будет большую часть времени стоять за кулисами и смотреть, как играют другие.

– После обучения ваши ученики могут попасть в труппу театра?

– Семнадцать лет тому назад я набрал курс в театральной академии, и после выпуска все ребята перешли к нам на работу. Выпускники прошлого года учились в стенах театра и тоже вошли в труппу. На будущий год мы набираем курс, будет около 14 человек. Роман Владимирович Смирнов, известный режиссёр и педагог, ученик Георгия Александровича Товстоногова, набирает этот курс. Вторым педагогом будет Галина Юрьевна Зальцман, она преподаёт в ГИТИСе и с 2022 года является штатным режиссёром нашего театра. На сцене идут её спектакли «Жертвоприношение», «Земля Эльзы», «Розенкранц и Гильдерстерн мертвы». Кстати, последние два спектакля оформил один из лучших художников нашей театральной планеты Семён Семёнович Пастух.

Театр-лаборатория

– Театр на Васильевском увеличивает количество площадок, запускает новые проекты. Это тоже помогает привлекать таланты?

– Конечно! Во время пандемии, когда всё остановились, мы сделали полную реконструкцию здания на Среднем проспекте Васильевского острова. Оснастили Большую сцену новейшей аппаратурой. У нас появился Дворец искусств Ленинградской области на площади Стачек. По программе Минкультуры РФ оснастили сцену ЛОФТ по последнему слову техники.

– ЛОФТ – экспериментальная площадка и одноимённый фестиваль?

– И ещё, кроме того, лаборатория. В прошлом году темой фестиваля был жанр антиутопии. Мы заказали шесть этюдов молодым авторам. Потом пригласили шесть режиссёров из разных точек России и зарубежья. Поставили отрывки, пригласили театральных критиков и в результате получили два спектакля для сцены ЛОФТ. В рамках фестиваля мы приглашаем яркие спектакли: у нас были гости из Сербии, Беларуси, из таких российских городов, как Москва, Астрахань, Новосибирск. В этом апреле фестивалю будет уже шесть лет. Следующий фестиваль будет посвящён Серебряному веку. Кстати, в нашем театре на Среднем проспекте бывали многие поэты той эпохи. Они читали свои стихи в «Театральном зале фон Дервиз». Это уже позже, в 30-х, здание передали ТЮЗу. Сейчас у нас есть идея создать спектакль о нашем театре – действие будет происходить во дворе и на сцене.

Не работать на потребу дня

– А как за 35 лет вашей работы изменился зритель? Не приходится ли бороться за внимание к живому слову?

– С привлечением внимания к живому слову у нас, к счастью, проблем нет. Когда звучит текст из динамика «Просьба отключить мобильные телефоны», все их отключают. И в это время люди на 2-3 часа остаются один на один с нами. Конечно, если зритель во время спектакля берёт телефон – это наша вина, но я не помню, чтобы нам когда-то мешали телефоны. Артист должен 2,5-3 часа держать зрительный зал, и пока нам это удаётся.
Вообще, не надо пугаться того, что многие люди не ходят в театр. По некоторым оценкам, около 3% людей на планете посещают театр. Есть те, кому театр очень нужен. Не все могут пойти в церковь, а в театре, в тиши зала, человек может найти ответ на волнующий вопрос. В каждом талантливом спектакле есть ответ на какой-то вопрос. Театр – сложное явление, и не надо учить зрителя, мы не агитбригада, наша главная задача – это спектакли, которые можно смотреть всем: маме, папе и ребёнку. Репертуар у нас разнообразный, в каждом спектакле мы стараемся добиться чистоты отношений.
Есть и особенно преданные театру зрители. Не раз после спектакля на нашей сцене звучало предложение руки и сердца: молодой человек заранее договаривался о возможности обратиться к невесте. А совсем давно, лет тридцать назад, ко мне стали приходить молодые ребята из Морской академии, Военной академии материально-технического обеспечения с девушками. Я сказал тогда: «Курсантов с девушками пускать бесплатно». Им некуда было ходить, стипендии крошечные, куда они пойдут? И им так нравилось к нам приходить, два ряда всегда было занято. Прошло, наверное, лет пятнадцать: ко мне приходит капитан первого ранга из Владивостока. Оказалось, когда он учился в академии в Санкт-Петербурге, то часто ходил к нам в театр с девушкой, потом они поженились, у них появились дети, они уехали на Дальний Восток, и там с девушкой что-то случилось. Какая-то трагическая история. Он приехал в Санкт-Петербург и пришёл в театр, чтобы вспомнить, как часто бывал здесь с ней.

– Каких ещё премьер ждать зрителю в новом сезоне?

– Сейчас идут репетиции «Бориса Годунова» – к февралю. В планах также «Дуэль» Чехова, «Маменька» Салтыкова-Щедрина (по роману «Господа Головлевы»). В каждом случае это большой труд. Режиссер, время, пьеса – должно совпасть много факторов, чтобы получился спектакль.

Беседовала Александра Сидорова

Фото: пресс-служба Театра на Васильевском

«Жертвоприношение» — масштабная премьера нового сезона (реж. Галина Зальцман). На фото: Артем Цыпин (Александр), Роман Зайдуллин (Отто).
«Жертвоприношение» — масштабная премьера нового сезона (реж. Галина Зальцман). На фото: Артем Цыпин (Александр), Роман Зайдуллин (Отто).
Сцена из спектакля "Пир" (реж. Роман Смирнов). На фото: Вероника Жукова, Константин Шевченко, Иван Конкин, Даниил Харин.
Сцена из спектакля «Пир» (реж. Роман Смирнов). На фото: Вероника Жукова, Константин Шевченко, Иван Конкин, Даниил Харин.
Сцена из спектакля "Квантовые сосиски доцента Юрского" (реж. Тадас Шимилев)
Сцена из спектакля «Квантовые сосиски доцента Юрского» (реж. Тадас Шимилев)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: