На юбилейном Форуме СМИ Ленинградской области, который состоялся 16–18 октября 2024 года, главный редактор газеты «Приозерские ведомости» Татьяна Чумерина получила Почетный диплом за личный вклад в освещение специальной военной операции. Награду нашему редактору вручали председатель комитета по печати правительства Ленинградской области Константин Визирякин и депутат Законодательного собрания региона Сергей Мачинский.
– Очень впечатлила встреча с Сергеем Мачинским. Это депутат Законодательного собрания Ленинградской области, поисковик, участник СВО. Рассказывая о своих книгах «Эхо войны. Возвращение. СВО», «О волонтерской и добровольческой помощи», о поисковой работе, об СВО, он смог найти именно те слова, которые дошли до каждой клеточки мозга, до самых потаенных уголков души. И потому, когда награду за освещение темы СВО мне вышел вручать именно он, честно – появилась дрожь в ногах и голосе от волнения, хотя так я человек стойкий до авторитетов. Но здесь – другое… – поделилась своими эмоциями Татьяна Чумерина.
А мы решили рассказать вам, почему «другое». Итак, знакомьтесь. Особенный депутат Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Александрович Мачинский.
Сергей Мачинский был избран депутатом Законодательного собрания не так давно – в сентябре 2023 года в ходе дополнительных выборов от партии «Единая Россия». Стоит отметить, что он – необычный парламентарий: в июне 2022 года он пошел добровольцем на СВО, участвовал в боевых действиях. С тех пор почти постоянно находится в подразделениях, которые формировались на территории 47-го региона, взаимодействует с ними по линии оказания системной шефской помощи от правительства и волонтеров Ленобласти. А 28 сентября 2022 года он был назначен помощником губернатора Ленинградской области и спецпредставителем правительства области по взаимодействию с воинскими частями в зоне специальной военной операции. За деятельность в годы воинской службы и общественную работу был отмечен множеством наград, среди которых медаль Жукова, медаль «За воинскую доблесть» I и II степени, медаль «За отличие в военной службе» I, II и III степени, медаль за заслуги в ядерном обеспечении, знак отличия 12 Главного управления МО РФ «За службу», медаль «Патриот России» и другие общественные награды, медаль «За заслуги в увековечении памяти погибших при защите Отечества», медаль «Участнику специальной военной операции». Имеет благодарность президента Российской Федерации, председателя РОК «Победа» «За заслуги в патриотическом воспитании», благодарность министра культуры Российской Федерации «За заслуги в патриотическом воспитании», грамоты правительства ДНР и ЛНР.
Он как никто другой знает, как и чем живут наши бойцы, какой ценой дается им победа. А еще – в чем суть специальной военной операции и почему журналисты должны писать о героях и событиях СВО.
Сергей Мачинский родился 20 ноября 1974 года в семье военнослужащих. Воспитанный в лучших традициях советской офицерской семьи, он четко знал – его профессиональный путь однозначно будет связан с призванием защищать Родину.
Отпечаток на этот выбор наложило и то, что его дед, летчик, прошел всю Великую Отечественную войну и совершил более 200 боевых вылетов. Окончив в 1995 году Курганское военное авиационно-техническое училище, Сергей прослужил в рядах Российской армии 20 лет. Попутно окончил Государственный университет управления и Военную академию ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. В отставку вышел в звании подполковника.
Но спокойная жизнь военного пенсионера была не по душе Сергею Мачинскому. И он активно занялся поисковой и реконструкторской работой, к которой приобщился еще в школьные годы, – поиском без вести пропавших незахороненных солдат Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Даже руководил департаментом Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество». А в 2017 году стал первым заместителем председателя правления АНО «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа».
Свою первую находку он сделал в 1990-е годы, будучи лейтенантом, когда служил в Калужской области. Вот как вспоминает о ней сам Сергей Мачинский:
– Однажды обнаружил человеческие кости. Спросил у местных жителей, кто это. «А, убитые». – «Немцы?» – «Нет, немцы вон там лежат, это наши». И я как офицер, как солдат стал задумываться, что не по-человечески это, когда защитники своей страны лежат на брустверах и в разрытых могилах. В моем воспитании достаточно плотно принимал участие мой дед Сергей Александрович, фронтовик, летчик. Он мне показывал фотографии своих товарищей. Я спрашивал, будучи ребенком: а где вот этот человек? Погиб. А где он похоронен? А у него могилы нет. И даже в детстве я не мог осознать, как это – у человека нет могилы. У всех есть, а у него нет. И потом в процессе поисковых работ мы провели ряд проектов, посвященных именно авиации. Наверное, это была дань памяти моему деду – я ему где-то доказал, что у летчиков есть могилы, но их надо поискать.
Как заметил Сергей Александрович, вспоминая поисковую работу, для него не было выше чести в наше тяжелое время встать с бойцами Великой Отечественной в один строй, потому что сейчас опять идет война. Война с памятью, война за правду.
– Пока она идет на страницах Интернета, в сообщениях СМИ, в высказываниях политиков. И в этой войне есть свои герои и свои предатели, те, кто предал память о подвиге предков, предал их, отдавших жизнь за свободу. И в этой войне они, павшие, нуждаются в нашей помощи, не хотят забвения, покоя. Они хотят, чтобы мы помнили, потому что каждый найденный солдат снова встает в строй, своим возвращением напоминая: мы были, мы погибли, чтобы жили вы. Каждое возвращенное имя – это снаряд в тех, кто говорит, что было не так, что не такая уж она и великая, эта Победа, – отметил Сергей Мачинский. – Мы стоим в одном строю, павшие и живые, как у Константина Симонова – «Живые и мертвые».
Когда я был здесь на реконструкции в 2012 году, кто-то из местных ребят тогда за столом сказал: «Крепость, она живая. Чтобы ее почувствовать, надо прийти сюда на заре, когда нет никого, и пройти по самым тихим ее местам». Я тогда этим словам значения не придал, но сегодня решил: дай попробую. В 05:00 я был в Брестской крепости, как раз на рассвете… Прошел по фортам, цитадели и берегу Муховца у пограничного острова, побывал у казарм 125-го полка, в восточном форте, где сражался майор Гаврилов…
Я просто прошу: придите сюда, обязательно рано утром, обязательно возьмите своих детей, пройдите, сколько сможете, и расскажите, что знаете.
Энтузиаст-поисковик Сергей Мачинский был среди инициаторов установки Ржевского мемориала Советскому солдату и на открытии памятника рассказывал президентам Владимиру Путину и Александру Лукашенко о работе поисковиков. Много лет писал короткие заметки-размышления о Великой Отечественной войне, своих находках и мыслях, которые впоследствии были объединены в книгу «Однополчане Ржевского солдата». Так начался новый этап в жизни Сергея Александровича.
– 25 лет прослужив в Вооруженных силах, я, безусловно, ничего не писал. Но в 2015 году мне довелось участвовать в поисковой экспедиции на территории Брестской крепости. Как передать вам, что я, взрослый мужик, офицер, поднявший из земли десятки солдат и присутствовавший на подъеме сотен, чувствовал, когда выбирал из горелого песка и осколков кирпича пальчики четырехлетнего ребенка? Земля крепости по странным ее свойствам на полутораметровой глубине под военным хламом сохранила в мельчайших подробностях останки этого ребенка. Зачем? Ведь в любом другом месте кости не смогли бы сохраниться. Откуда здесь эти дети? Рядом во флигеле проживали семьи офицеров, по разным воспоминаниям, около десяти семей с детьми. Где их родители? Может, тут же рядом сверху в воронке, даже после смерти своими телами закрывают своего ребенка?
Этот малыш мог бы придумать звездолет, вакцину от рака, полететь на Марс, просто трудиться на заводе на благо своей страны. А вместо этого он 74 года лежал в воронке от авиабомбы, может быть, как напоминание всем нам, что такое война. И я держал его за руку. И в какой-то момент понял: мы можем не знать имен, большинство этих людей навсегда останутся безымянными для нас с вами. Но они очень хотят, чтобы мы, живые, о них знали. Поисковики – последние люди, которые видят на Земле след погибшего, и я должен рассказать живым о тех, кого нет, – вспоминает Сергей Мачинский.
По его собственному признанию, он никогда не думал, что его записи выльются в книгу, писал для своих товарищей, для себя просто потому, что ему хотелось кому-то об этом рассказать.
Сегодня свет увидели и другие книги Сергея Мачинского. Одна из них – «Эхо войны. Возвращение. СВО».
Второе издание книги С. А. Мачинского дополнено новыми рассказами, посвященными событиям и героям баталий, разнесенных во времени почти на 80 лет, но объединенных любовью к Родине. Образы не забытых, но не найденных пока героев Великой Отечественной войны и герои сегодняшней специальной военной операции, собранные в книге, показывают, что идеология русских – всегда битва за Справедливость. Наши воины штыком восстанавливали ее там, где ее искажали и забывали. Сегодня в борьбу за справедливость вступили уже внуки и правнуки ушедших в прошлую великую войну.
Часть книги была написана задолго до специальной военной операции. Тут эхо той Великой войны с фашизмом, День Победы в которой для нас – самый главный праздник. Другая часть – о нынешней войне с фашизмом. Все вернулось! Нацисты-убийцы, жертвы палачей, пособники и предатели… Но, слава Богу, вернулись и Герои, беззаветно преданные своей Родине.
В этой книге – идеология Русских, идеология России, какой ее видит автор и его товарищи-фронтовики. Имя этой идеологии – Справедливость. Всю историю мы помогали униженным восстановить Справедливость, попранную сильными. Наш солдат на штыке приносил эту Справедливость в Европу, Африку, Азию и даже в Америку. Потом его подвиг искажают… А в борьбу за Справедливость опять вступают внуки и правнуки ушедших героев. Справедливость у нас в крови.
– Эта книга о людях на войне и в войне. О людях после войны и рядом с ней. В ней содержатся путевые заметки простого человека о людях, которые живы и которых уже нет. В книге есть то, что я никогда не скажу никому словами, потому что побоюсь быть непонятым и потому что это больно – и говорить больно, и слышать, – рассказал нам Сергей Мачинский. – Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность тем, кто помогал книге быть напечатанной и выйти в тираж. Спасибо губернатору Ленинградской области А. Ю. Дрозденко, комитету по печати Ленинградской области, ветеранам спецподразделения «Тайфун» и лично Денису Седову, Фонду «Ленинградский рубеж», издательству «Астерион» и его руководителю Владимиру Никифорову и многим другим.
Тема СВО не случайно стала ключевой в новой книге Сергея Мачинского. Он считает, что спецоперация – самое главное, что сейчас происходит в мире.
– Я не утрирую. Мы с вами до 22 февраля 2022 года жили в мире, который был основан на победе 1945 года. Границы стран, политические культуры. Но сейчас все меняется. Каждую минуту мир перестраивается, становится другим, наши солдаты платят за это жизнью. Вы журналисты, вы должны рассказывать о том, что сейчас происходит. Мы сейчас снова с вами говорим о том, что Украина – искусственно созданное государство. В руках русских предателей иностранное оружие, их снабжают иностранными деньгами. Как бы мы с вами ни назвали в политических или экономических целях то, что сейчас происходит, специальная военная операция – это третья мировая война. Многие у нас в России говорят, что это не так, но я не придумываю ничего, я говорю то, что вижу. К этому надо быть готовым. Будем честно рассказывать об этом, – подчеркнул в разговоре с нами Сергей Мачинский.
Для меня патриотизм – это любовь к Родине, гордость за историю своей страны. В этом и заключаются основы воспитания настоящего патриота. Сергей Мачинский
Говоря о том, с кем бьются сегодня наши герои СВО, Сергей Александрович заметил:
– Впервые на территорию Донецкой и Луганской народных республик я попал еще в 2015 году. Я тогда не верил, что на земле людей, победивших фашизм, он может сегодня существовать. Поэтому поехал в Донбасс, чтобы своими глазами, а не через телевизор увидеть, что там на самом деле происходит. И, находясь там, я вспоминал свои поисковые экспедиции в Бресте. Там мы доставали из земли погибших в первые часы и дни войны. И мирных жителей, и военных. Людей, которые даже не успели понять, за что их лишили права жить. Так и в Донбассе тогда просто не верилось, что наши «братья-украинцы» способны убивать своих соотечественников только за их выбор и право быть русскими и говорить на родном языке. Коллективный Запад сделал из Украины анти-Россию, а нацистская идеология там стала культивироваться и поддерживаться на государственном уровне. На Западе хотят, чтобы мы забыли, что мы потомки великих людей. И больше всего нашим дедам и прадедам не могут простить, наверное, того, что они по-человечески поступили: не уничтожили Германию в пыль, не забрали половину Польши… Западные политики давно уже, не стесняясь, говорят, что их цель – руками украинских нацистов нанести стратегическое поражение России, чтобы расчленить и подчинить себе нашу страну. Этого же хотел и Гитлер в 1941 году. Вы знаете, практически в любом взятом нашими бойцами вражеском блиндаже и опорном пункте на стенах можно видеть переписанные на русский язык перепечатки нацистских плакатов. На бревнах – нецензурная брань, также написанная по-русски и в адрес русских. А у печек – книги на русском, которые сжигали те, кто, следуя инструкциям с Запада, взялись за методичное уничтожение всего русского. Находясь далеко от передовой, многие люди в глубине России, погруженные в ежедневные заботы, даже не задумываются, какой ценой русскому солдату приходится платить за их мирную, безопасную и во многом благополучную жизнь. А вот жители приграничных территорий Курской, Белгородской и других областей очень хорошо понимают, с кем мы боремся и кому противостоим.
Говоря о роли СМИ в освещении специальной военной операции, главной задачей ленинградских журналистов Сергей Мачинский назвал работу с участниками СВО. Будь то интервью с ветеранами спецоперации или портретные очерки, посвященные военнослужащим.
– Недавно я брал интервью у двух бойцов отряда специального назначения. С ними был третий – мы не успели пообщаться. Мне казалось, что набранного материала достаточно. А позавчера этого бойца не стало. И я не успел поговорить с ним, рассказать о его жизни и боевом пути другим. Вы – профессионалы. И должны передавать эти истории нашим землякам, чтобы сохранить имена героев в памяти народа, – считает Сергей Мачинский.
Будучи депутатом Законодательного собрания, Сергей Мачинский продолжает свою миссию в зоне специальной военной операции. И своей задачей считает сделать все возможное и невозможное, чтобы каждый солдат, находящийся на фронте, не чувствовал себя оставленным Родиной. Постоянно перемещаясь между регионом и непосредственно передовой, ему удается быстрее реагировать на возникающие сложности и проблемы и оказывать точечную помощь отдельным бойцам и целым подразделениям. И не только потому, что там чего-то не хватает, а потому что меняются условия выполнения задач, меняются климаты, сезоны. И под каждое из этих изменений необходимо быстро реагировать, чтобы военнослужащие могли качественно выполнять боевую задачу. Причем это не только материальное обеспечение, но и работа по медицинской и психологической реабилитации участников СВО. Например, совместно с Фондом «Ленинградский рубеж» в ноябре 2022 года в одном из подразделений оборудован и открыт стоматологический кабинет, через который за это время прошли около тысячи военнослужащих. Вместе с преподавателями технических колледжей области проводится обучение специалистов ремонтных подразделений, ведется работа по улучшению бытовых условий для бойцов.
Помимо всего прочего, Сергей Мачинский ведет активную просветительскую деятельность, направленную на укрепление патриотизма в обществе: на постоянной основе проводит встречи, в том числе с подрастающим поколением, является военным журналистом «Боевой газеты», ведет свою страницу в социальных сетях. И что характерно – все это не ради пиара и красного словца. Везде в глаза бросается его неподдельная искренность, и человек, которые слушает Сергея Мачинского или читает его заметки, сразу чувствует, что автор рассказывает о том, что видел, о том, что переживал и о чем думает.
–Победить в противостоянии с Западом мы сможем, только объединив русскоговорящий мир и перестав считать этот конфликт чужим для себя. Речь идет о выживании русского народа в существующем мире, где западным партнерам мы уже не нужны даже в качестве рабов, больно хлопотно. Западу нужны лишь ресурсы и территории. Однако внутреннее стремление русского народа к справедливости и духовности должно помочь одолеть тягу к наживе, деградации и гендерной распущенности. Сергей Мачинский
– Сегодня много говорят: «Кто виноват? Кто это начал? Когда все закончится?», – заметил Сергей Александрович. – Много умных и красивых слов, за которыми зачастую – глубокое непонимание ситуации. Не только у либералов, которые ведут отсчет конфликта с 22 февраля 2022 года, или тех украинцев, что кричат: «На нас напали!» Даже наши граждане, призванные по мобилизации, порой не до конца понимают, зачем они здесь. Думают: вот донецкие мужики – они за свою Родину, а мы – за что? Отвечу. Лично я – тоже за Родину. Здесь родился и вырос мой дед. Отсюда он, украинец, ушел на фронт. Сражался под Харьковом и получил орден Красной Звезды. Когда-то на этих землях начиналась моя страна. Тогда ее называли Киевская Русь. И говорили в ней по-русски, и жили в ней русские люди. Да и сам я родился в стране, где Украинская ССР была таким же субъектом, как и РСФСР с моей родной Смоленской областью.
Что там произошло в 1991 году – это произошло без нашего ведома. УССР вдруг стала называться Украиной. А люди – продолжили жить, как раньше. Ездили друг к другу в гости, встречались с родичами. И дальше бы так жили, но тут вмешалась третья сила – зацвели по Украине «майданы» да цветные революции. Зазвучало – «Слава Украине!», «Героям Слава», «Хай Живэ»… И не стало больше той общей Родины. В один момент нас перестали пускать на родную землю. Отсекли от близких людей. А потом – начали убивать. Сначала поперли на Кавказ. После этого убивали в Осетии и Грузии. Затем были Киев, Одесса, Луганск и Донецк…
Посмотрел я на все эти руны и свастики, на сброшенные статуи Солдат-Освободителей и понял: часть моей Родины уже оккупирована. Нацистами, которые говорят не только на украинском языке – балакают по-английски, по-польски, по-латышски, по-эстонски. Порой, бывает, и по-русски говорят, как в прошлом это делали «власовцы».
Вот и ответ на вопрос, за что мы сражаемся. За Родину, которую предали и продали. За часть моей великой страны России, правопреемницы СССР.
И для меня, рожденного в СССР, все просто. Украина сегодня – нацистское государство, созданное на оккупированной части моей Родины. И она, и ее народ, уничтожаемый оккупантами, нуждается в освобождении. Ведь им часть нашей Родины не нужна! Им нужна она вся – и без нас. Не освободим Родину, не будет и нас!
Судьба нашей страны, всех нас сейчас решается на фронте, потому что там сошлись две идеи: справедливости и несправедливости. Каждая минута нашего благоденствия оплачена жизнью ребят, которые сейчас на войне.
Донесите до своих читателей, слушателей, телезрителей, что эти мужики, которые взяли в руки оружие, воюют не с Украиной, а со всем миром. Вы журналисты, и вы должны честно рассказывать об этом.
Татьяна Перова.
фото из личного архива Сергея Мачинского