Мошенники подделывают голоса и крадут деньги

Это интересно

Специалистам Центра цифровой экспертизы Роскачества часто поступают вопросы, могут ли мошенники позвонить в банк от имени клиента и списать деньги со счета или взять кредит.

Как мошенникам удается подделать голос

Нейросети на базе искусственного интеллекта (ИИ) могут имитировать голос позвонившего вам знакомого или родственника. Для этого мошенникам требуется образец голоса, который без труда можно найти в мессенджере, где практически все пользователи отправляют голосовые сообщения. Подделка голоса осуществляется при помощи различных сервисов и программ, способных создавать голосовые аналоги человека на основе записанных образцов. Качество синтезированного голоса зависит от точности и количества записанных образцов. Благодаря современным технологиям хакерам достаточно всего 20-секундного фрагмента разговора для создания копии голоса любого человека.

Мошенники добывают образцы голоса потенциальной жертвы разнообразными методами: используют общедоступные аудио- и видеозаписи из Интернета, а также данные, полученные при утечках биометрической информации. Кроме того, они могут записать голос человека, просто позвонив ему, и использовать диктофон для записи. Иногда мошенники получают доступ к аккаунту пользователя в мессенджере, применяя различные методы, такие как фишинг и социальная инженерия. Получив доступ к переписке, злоумышленники извлекают голосовые сообщения и загружают их в специальную систему, функционирующую на базе ИИ. Эта система затем анализирует голосовые образцы и учится имитировать особенности речи человека.
Могут ли мошенники позвонить в банк и украсть деньги?
С имитированным голосом жертвы мошенники могут попытаться позвонить в банк и выполнить различные операции, такие как снятие денег со счета или перевод средств на другой счет. Однако ведущие российские банки не используют систему управления счетом с помощью голоса. Например, в Сбербанке в качестве биометрического идентификатора для проведения платежных операций используется не голос, а лицо человека. Банки сохраняют ваш голос в биометрической базе только для того, чтобы автоматически распознавать его при звонках в техническую службу поддержки банка.

К тому же существует опасение, что мошенники запишут ваш голос и передадут в Единую биометрическую систему или биометрические системы банков. Однако, несмотря на возможность утечки биометрии из банковского хранилища, использовать ее для несанкционированной идентификации невозможно. Причина состоит в самом процессе идентификации.

Когда вы сдаете биометрические данные в базу, сохраняется не конкретное фото лица или одна аудиозапись голоса, а некий ее слепок в виде набора ваших характерных признаков. При этом восстановить по таким данным фото или голос человека практически невозможно.
Помните, что банки заинтересованы в конфиденциальности данных своих клиентов, ведь несанкционированные операции могут нанести удар по их репутации и привести к финансовым потерям.
Мошенники подделывают голоса, притворяясь вашими родственниками или знакомыми
Для создания убедительного аудиосообщения преступники используют нейросети, с помощью которых можно воспроизвести интонацию, тембр голоса и особенности речи конкретного человека. Например, позвонивший вам в мессенджер ребенок, родственник или знакомый просит срочно перевести небольшую сумму денег. Причина может быть какая угодно – ребенку срочно нужно сделать подарок другу или учительнице, пожилому родственнику не хватает небольшой суммы на покупку лекарств в аптеке. Звонивший под разными предлогами уговаривает отправить деньги на чужую карту или перевести их по чужому номеру телефона. Мошенник легко оправдается, почему перевод нужно осуществить другому человеку – можно сказать, что это счет продавца, друга, который находится рядом, или что телефон разрядился. Нередко злоумышленники звонят в ночное время, чтобы застать жертву врасплох. Обычно речь идет о небольшой сумме, поэтому вопросов у жертвы не возникает и, как следствие, деньги попадают в руки мошенников.

Можно ли защититься от нового вида мошенничества?
Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества подготовили 10 правил цифровой безопасности, которые помогут вам не попасться на новую мошенническую схему:

• Не отвечайте на звонки с подозрительных номеров, чтобы не дать возможности украсть ваш голос. Можно воспользоваться услугой защиты от спама и мошенников от операторов мобильной связи;

• Помните, подделку голоса можно отличить по чрезмерной обработке. Если в записи сильно шумит ветер, громко едут машины, лают собаки – стоит насторожиться. Но главное: голос нейросети звучит немного механически и безэмоционально;

• Спросите у звонящего какой-то факт, который должен быть известен только вам и ему. Например, про домашних животных, общих друзей или вашу последнюю с ним встречу;

• Стоит обратить внимание на психологические уловки: если вас торопят, пытаются запугать, дают инструкции о том, что нужно совершить какие-то операции в банкомате или сообщить коды, сразу отказывайтесь от подобного общения;

• Если мошенник звонит с неизвестного номера и представляется странным голосом вашего знакомого, самый надежный вариант – перезвонить самому по его личному номеру телефона;

• Защитите свои аккаунты в соцсетях и мессенджерах;

• Внимательно подходите к размещению личной и финансовой информации в социальных сетях и других открытых ресурсах;

• Никогда не пересылайте в мессенджерах и социальных сетях сведения из документов;

• Не позволяйте мошенникам манипулировать вами и не совершайте какие-либо финансовые операции по просьбе незнакомцев;

• Соблюдайте общие антифишинговые правила: не вводите данные своего аккаунта на посторонних сайтах, старайтесь минимизировать входы через социальную сеть на сторонние сайты, не устанавливайте подозрительные приложения и регулярно проверяйте свой телефон и компьютер антивирусом.

Сергей Кузьменко, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества: «Схемы мошенничества остаются неизменными, однако использование современных технологий во многом развязывает руки злоумышленникам, что позволяет им старые успешные схемы подавать под новым углом. В наше время каждый, у кого есть смартфон и любая сумма денег на счету, становится потенциальной жертвой аферистов. Важно провести беседу с близкими и установить некую кодовую фразу, чтобы быть уверенным, что входящие звонки не являются мошенническими. Основное правило – не паниковать и не торопиться. Не стоит вестись на манипуляции мошенников и отправлять деньги на незнакомый счет. Для начала свяжитесь со своими родственниками или знакомыми, чтобы проверить информацию о предполагаемой тревожной просьбе».

Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества отмечают, что в скором времени на смену аудиозвонкам, сгенерированным нейросетью, придут видеозвонки (DeepFake). Примеры подобных мошеннических схем уже существуют, но пока они не получили широкого распространения. Все потому, что технология DeepFake еще недостаточно совершенна и даже простой интернет-пользователь легко отличит поддельное видео от настоящего. К тому же киберэксперты не исключают, что в будущем записи разговоров с клиентами аферисты будут продавать. Так же, как сейчас они торгуют базами телефонных номеров. 

#Безопасность #ЭтоИнтересно #БанковскаяКарта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: