Скульптору В. В. Мартыненко (1947-1999) посвящается
Любое творчество бессмертно. Оно возвращает нас к прошлому, к отечественной истории. И пусть ещё одним напоминанием тому послужит мой материал.
Мартыненко Владимир Васильевич |
С Владимиром общались, но недолго, жаль. Теперь, когда его нет с нами, понимаю, что мы по-прежнему неразрывно связаны. Вспоминаю наше знакомство. Ноябрьским промозглым вечером 1982 года я брела в раздумье по скверу. Была годовщина со дня смерти моего отца. Хотела сделать заказ на барельеф, но не получилось. Это был тяжёлый день, обнадёживало то, что когда-нибудь он должен будет закончиться. Неожиданно меня окликнул незнакомый голос, оглянувшись, увидела мужчину с доброжелательным выражением лица, приветливо улыбаясь, представился:
— Я Владимир Васильевич Мартыненко, старший сын Василия Ивановича Мартыненко. О вас отец много рассказывал.
Мартыненко Василий Иванович |
Василий Иванович Мартыненко (1923-1986?)-участник Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, защитник обороны Ленинграда, участник освобождения Карельского перешейка. В 1943 году награждён медалью «За оборону Ленинграда», в 1944 году удостоен ордена Отечественной войны 1 степени. Как сотрудник музея я приглашала В. И. Мартыненко на встречи с молодёжью.
Как ни велика была радость от такого внимания сына участника Великой Отечественной войны, но я сумела взять себя в руки. Владимир, преисполненный любви к своей профессии, рассказал, что окончил московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), трудится в художественно-промышленных мастерских, увлечён изготовлением медалей. Как и известный французский скульптор Огюст Роден стремится вдохнуть в материал новую живую энергию.
-Действительность отличается от фантазии, — вставила я с улыбкой. — Примите заказ-изготовьте барельеф на надгробие.
— Можете считать, что он уже выполнен, -ответил новый знакомый.
У меня камень свалился с души, но было всё не так просто. Барельеф будет изготовлен, но позже. Владимир уехал на творческую дачу. К тому времени уже почти двадцать лет плодотворно работала творческая дача скульпторов в Переславле-Залесском Ярославской области. Из отдалённых от центра городов, из немногочисленных коллективов устремлялись сюда скульпторы. В Переславле-Залесском сумели создать творческую атмосферу. В родные города скульпторы возвращались обогащённые впечатлениями и опытом. Таким я увидела Владимира весной 1983 года. Он зашёл к нам в музей, долго стоял перед распахнутым окном, радуясь апрельскому теплу. На тропинках двора блестели лужи.
-У меня на душе тревожно! Буду готовиться к персональной выставке, -воодушевлённо сказал Владимир. — Помогите мне составить каталог.
Как-то легко и естественно мы сдружились. Это был творческий союз. Каталог получился небольшим. В списке предметов, представленных на персональной выставке, особо можно отметить медали, изготовленные для московского зоопарка в далёком 1972 году (первая работа молодого скульптора). 70-е годы-счастливая пора в его жизни-и талант, и силы, и сама жизнь казались бесконечными. С 1979 года В. В. Мартыненко-член молодёжного объединения союза художников СССР.
Мартыненко В. В. за работой над гербом Советского района города Новосибирска |
Владимир мог сутками заниматься лепкой, забыв про всё на свете. Скульптура стала частью его жизни ещё во время учёбы в Строгановке благодаря педагогам И. И. Виноградову, В. В. Александровой-Рославлевой, А. С. Цветкову. После окончания училища молодой скульптор приехал в Новосибирск. За то небольшое время, что он провёл в городе, Владимир сумел сделать немало. Изготовленный им герб до сих пор украшает здание администрации Советского района, сувенирная медаль-в кабинете главы администрации района.
На выставке также были представлены барельефы военной тематики. В центре внимания-образ простого солдата, защитника Ленинграда, Москвы, Бреста, Курска, Сталинграда, Севастополя, Одессы. Им была свойственна непосредственность живого впечатления от военной действительности. Предварительный этап работы-натурные зарисовки. Позже они и легли в основу законченных произведений.