Наверняка многие пользователи торговых онлайн-площадок замечали, что часто при выборе оплаты товара есть возможность не только приобретения в кредит, но и в рассрочку. Купи сейчас, плати потом – именно так переводится аббревиатура BNPL-сервисов, благодаря которым есть возможность платить частями «без процентов и переплат». Операторами сервисов BNPL, как правило, выступают банки и микрофинансовые организации. Приобретение товара через BNPL-сервисы зависит от того, кто является оператором данного сервиса. Подробнее о сервисе в интервью журналу Ваши личные финансы, рассказала Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
полная стоимость плюсуется к первому платежу по рассрочке.
Нужно обращать внимание, что чем длиннее срок рассрочки, тем выше стоимость товара (к цене плюсуется комиссия). Комиссия – плата сервису за приобретение выбранного товара, поскольку формально покупатель поручает сервису приобрести для него товар с возможностью вернуть оплату частями без переплат. Поскольку это является договором поручения, а не кредитования, процентов и штрафов нет. Последствия просрочки – не испорченная кредитная история, а блокировка возможности дальнейших покупок и черный список, которым поставщики таких услуг негласно делятся. Поэтому не стоит злоупотреблять такой рассрочкой «на доверии» ради единоразового приобретения. Кроме того, у сервиса есть возможность обращения в суд для принудительного взыскания. Возникает вопрос: в чем смысл подобного «аттракциона неслыханной щедрости»? Сервис получает вознаграждение от поставщиков и продавцов товаров, поскольку позволяет эффективно повысить объем продаж и выручки, соответственно. Кроме того, нередко подобные сервисы организуют финансовые организации для привлечения коммерческих клиентов (когда доступ продавца к сервису возможен при наличии банковского обслуживания компании или ИП в «своем» банке).
Возврат товара, приобретенного в рассрочку, не имеет отличий от стандартной процедуры возврата. Решающие факторы для возможности возврата – это тип товара, причина и срок возврата. Возврат может быть по причинам несоответствия потребительским качествам или размеру, поломки в течение гарантийного периода, а также при решении отказаться от покупки. Большинство товаров (качественных и без дефектов) можно вернуть в течение 14 дней, а в случае поломки (прежде всего технически сложного товара) – возврат возможен по гарантии. После того как возврат оформлен, а товар принят обратно, деньги вернутся покупателю в течение 2 недель. Если возвратить только часть заказа (из нескольких товаров), деньги вернут за возвращенный товар, а график платежей скорректируется.
Несмотря на то, что рассрочка – удобный инструмент, нужно относиться к подобным покупкам осознанно. При использовании BNPL-сервисов выше риск спонтанных покупок, из-за легкости оформления можно не рассчитать финансовую нагрузку на личный или семейный бюджет, а из-за отсутствия очевидных негативных последствий просрочек есть риск нарушить платежную дисциплину.