Почему рекламодатели так любят «печеньки» и какое нововведение планирует Google, рассказывают эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества
Москва, 3 августа 2022 г. – Вы не раз видели уведомление «Мы используем cookie», когда посещали какой-то новый сайт.
Куки знают и «помнят» многое:
- ваш IP-адрес и местоположение;
- когда, во сколько и с какого устройства вы заходили на страницу;
- предпочтения (язык, размер шрифта и т.п.);
- просмотренные товары в интернет-магазине;
- введенный на сайте текст;
- на что вы кликали и что искали.
Крупные рекламодатели, типа Meta[1] и Google, через куки-файлы собирают аналитическую информацию о действиях пользователей на сайте для создания таргетированной рекламы. Таким образом на одном и том же сайте каждый человек будет видеть свою рекламу. Кто-то — про новые кроссовки, а кто-то — про курсы по вокалу.
Есть ли опасность?
Сами по себе куки не опасны и не относятся к персональным данным. Только часть куки-файла хранится у пользователя на компьютере. Но если туда интегрированы сторонние фреймы[2] с сайта, то с их помощью возможна полная слежка за пользователем.
В прошлом году Google заявил, что не хочет более нарушать конфиденциальность пользователей, связанную с файлами куки, поэтому тестирует новые технологии для замены. В частности, рассматривается веб-стандарт FLoC для браузера Chrome.
Это означает, что новая технология усложнит жизнь сторонним компаниям по получению информации о пользователях для создания таргета в продуктах Google. Компании просто не смогут встраивать свои фреймы в куки на сайте. В итоге все данные будут поступать в один источник — Google. Таким образом она гарантирует себе дальнейшую продажу таргетированной рекламы. Нельзя сказать, что это плохо. Это реалии рынка. К примеру, компания Apple поступает схожим образом и называет это продвижением конфиденциальности в Интернете.
Старший специалист Роскачества по тестированию цифровых продуктов Сергей Кузьменко: «Какие бы веб-стандарты ни применялись, таргетирование по-прежнему будет разными способами использовать данные пользователей, а значит, всегда будут варианты для злоупотребления, как это было с куки-файлами. Пользователи могут сами управлять тем, как используются файлы куки на отдельных сайтах. Большинство современных браузеров позволяют удалять куки-файлы. Со временем они накапливаются и могут занимать гигабайты на жестком диске. Рекомендуем раз в 2-3 месяца чистить куки вручную. Выберите сайты, которые вы посещаете редко, и удалите там куки. Совсем отключать их все же не стоит, иначе настройка персональных параметров сайтов и авторизация в аккаунтах будут затруднены».
Контакты для СМИ +7 (495) 777 43 12 (доб. 214, 247); media@roskachestvo.gov.ru
[1] Признана экстремистской в России
[2] iframe — часть куки-кода, через которую возможен сбор дополнительных данных о пользователях