В год 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне расскажем вам о Герое Советского Союза летчике Г. П. Ларионове.
Георгий Петрович Ларионов родился 14 апреля 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1918 году семья переезжает в поселок Чагода ныне Вологодской области. В 1924 году Георгий оканчивает школу фабрично-заводского обучения при местном стекольном заводе. Трудится мастером-стеклодувом Смердовского стекольного завода Ленинградской области. В 1926 году становится инструктором Устюженского уездного комитета комсомола, а через два года – выпускником советской партийной школы в Ленинграде. С 1928 по 1931 год работает слесарем на заводе «Красная заря», одновременно учится на вечернем рабочем факультете при Ленинградском физико-механическом институте, успешно оканчивает его в 1931 году. В июне 1932 года Г. П. Ларионова призывают в ряды Красной армии.
Его направляют на учебу в Ленинградскую военно-авиационную школу летчиков, а в январе 1933 года переводят в Энгельсскую военную авиационную школу, которую в 1934 году Георгий оканчивает с отличием. В декабре Г. П. Ларионова назначают летчиком-инструктором в этой же школе летчиков, затем – командиром звена там же. С мая 1938 года Ларионов становится командиром звена 7-го истребительного авиационного полка 59-й истребительной авиационной бригады, с декабря 1939 года – командиром эскадрильи в этом полку.
Георгий Петрович – участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Высокие боевые качества летчика-истребителя Г. П. Ларионова проявляются в первые дни Зимней войны. За период боевых действий он совершает свыше 120 боевых вылетов, сбивает 5 самолетов противника лично и 5 – в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года старшему лейтенанту Георгию Петровичу Ларионову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В январе 1941 года Г. П. Ларионова переводят на должность командира эскадрильи в 153-й истребительный авиационный полк ВВС Ленинградского военного округа.
С ноября 1940 года по 20 апреля 1941 года полк дислоцируется на аэродроме Хелюля в городе Сортавала, затем перебазируется в город Кексгольм.
153-й ИАП включают в состав 5-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северного (позже – Ленинградского) фронта. С первых месяцев войны бойцы Красной армии мужественно защищают Кексгольм и подступы к нему. С аэродрома города несет боевое охранение от налетов вражеской авиации эскадрилья под командованием Г. П. Ларионова.
К 7 июля 1941 года Георгий Петрович совершает 16 боевых вылетов, в воздушных боях сбивает 2 вражеских самолета в группе, а его эскадрилья без потерь сбивает 6 самолетов.
В начале июля 1941 года у одного из островов в Балтийском море обнаруживают караван транспортных кораблей неприятеля. Группа наших штурмовиков, которых сопровождают истребители капитана Г. П. Ларионова, вылетает на цель. Первые бомбы, сброшенные нашими летчиками с большой высоты, не приносят вреда огромному транспорту. Тогда Г. П. Ларионов показывает молодым летчикам пример отваги. Несмотря на сильный заградительный огонь противника, он снижается до ста метров и только тогда пускает в ход пулеметы. Летчики-штурмовики следуют примеру отважного капитана Г. П. Ларионова. Транспорт противника идет ко дну.
В другой раз при выполнении боевого задания самолет командира авиационной части атакуют шесть «фоккер-вульфов». Г. П. Ларионов спешит на выручку товарищу. В бою сбивают два вражеских самолета, остальных обращают в бегство.
Часто под покровом белых ночей самолеты капитана Г. П. Ларионова уходят на разведку… В ночь с 20 на 21 июля 1941 года эскадрилья Г. П. Ларионова охраняет группу штурмовиков. На поле уже пылают шесть фашистских бомбардировщиков, а летчики-штурмовики совершают заход за заходом. Сам же Г. П. Ларионов сбивает один самолет противника. Нескольким неприятельским машинам удается подняться в воздух, а с земли по нашим самолетам беспрестанно бьют вражеские зенитки. Машине Г. П. Ларионова наносятся серьезные повреждения. Шанс на спасение один – немедленная посадка. Но внизу – земля, занятая противником. Израненный, охваченный огнем самолет низко идет над нейтральной полосой. Дым застилает глаза, сознание летчика постепенно уплывает. Машина минует наши позиции, и раздается глухой взрыв. Наши истребители выполняли задание каждый в разной зоне, поэтому друг друга видеть они не могли. Только утром следующего дня Г. П. Ларионова находят в обгоревшем самолете к северу от города Кексгольма. Один из офицеров находит гимнастерку, в которой находились документы погибшего, благодаря чему устанавливается личность пилота.
Вещи Г. П. Ларионова, переданные его родственниками на постоянное хранение музею: кожаный ремень, летный шлем зимний, летный шлем летний, фрагмент обгоревшего парашюта, найденный на месте гибели летчика.
22 июля 1941 года на кладбище в Кексгольме отважного летчика предают земле. Кроме бойцов 27-го отдельного зенитного дивизиона, однополчан погибшего, представителей горкома, на похоронах присутствуют мать и жена капитана Г. П. Ларионова. Родственникам передают его личные вещи и обгоревший парашют.
Семья Героя долгие годы хранит эти реликвии, затем передает их на постоянное хранение в музей-крепость «Корела».
Имя Георгия Петровича Ларионова навеки вошло в историю приозерской земли. В его честь названа улица в городе Приозерске, а также поселок Ларионово Приозерского района. В память о герое-летчике на территории общеобразовательной школы № 5 был установлен памятник – бюст Г. П. Ларионова.
Материал предоставлен музеем-крепостью «Корела» https://vk.com/korela_fortess