Казалось бы, английский язык для нас давно уже стал повседневностью – ему как языку мирового общения учат в школе и вузе, на нем общаются в Сети, читают книги и смотрят фильмы. Однако случается так, что сколько ни учишь язык, ни зазубриваешь слова и правила, все без толку: это ни на гран не приближает к пониманию. Как утверждает Виктория Котова, это в том числе потому, что мы уверены: английский нужно учить годами (и можно так по итогу и не выучить). – Вообще я не лингвист, я финансист, – рассказывает Виктория. – Шесть лет я проработала в международных компаниях. Везде нужно было знание английского языка, и везде коллеги ходили на корпоративные курсы и при этом бегали ко мне, чтобы я им что-то перевела. То есть эффективность была нулевая. Тогда «загорелась лампочка»: что-то не так, почему-то люди учат язык годами и научиться не могут. И в 2016 году я поняла, что у меня есть потребность донести до максимально большого количества людей: английский так учить не надо, надо учить его другим образом. Это был уже не первый раз, когда у Виктории в голове «загорелась лампочка» насчет обучения английскому языку: впервые это произошло в 2004 году, во время ее учебы по обмену в Соединенных Штатах. Тогда, будучи еще ученицей приозерской школы № 4, она выиграла конкурс на знание английского языка и на год уехала в Америку.
– К моему удивлению, когда я приехала в Америку, я поняла, что практически ничего не понимаю и говорить-то особо не могу, – делится Виктория. – А прошло 12 лет с начала изучения английского языка. Это и стало точкой отсчета для будущего ReFocus’а. Так вышло, что полжизни Виктория провела вдалеке от родного города и даже родной страны – училась она тоже за границей, в Американском университете в Болгарии, окончила его с отличием, затем еще несколько раз посещала США, в том числе представляла Россию на программе для лидеров и руководителей бизнеса и индустрии. Все это, разумеется, поспособствовало совершенствованию английского языка.
– А не было желания остаться в Соединенных Штатах? – задаем мы каверзный вопрос.
– Такие мысли были, – признается Виктория. – В 2005 году я вернулась, потому что у меня мама здесь была, к ней надо было возвращаться. Потом, когда я училась, не так-то просто было куда-то уехать и остаться. Но все сложилось таким образом, что предложи мне сейчас уехать – я не уеду, потому что мое дело здесь. А сложилось все действительно оригинально: успешно проработав в международных компаниях финансистом несколько лет, Виктория оставила эту работу и занялась тем, к чему лежала душа – обучением английскому языку. И новой точкой отсчета она сделала родной город: в 2017 году пришла в школу, где когда-то училась, и предложила свои услуги репетитора, начав заниматься со старшеклассниками.
– В процессе занятий я поняла, что они так же, как и я, ходят годами к репетитору, – вспоминает Виктория. – Я попыталась показать, что английский – это не только про упражнения, про пересказы текстов, я пыталась их всех максимально разговорить, чтобы они чувствовали себя свободно, общаясь на английском языке. В какой-то момент я вернулась в Питер после очередной поездки в Приозерск и поняла, что надо создавать свою программу. Так в третий раз «зажглась лампочка» и родилась программа «Английский за восемь недель», которую впоследствии Виктория переименовала в «Английский без уровней». С собственной программой дело пошло активнее: она набрала группы по 10–15 человек в Петербурге, занималась параллельно репетиторством. – Мне интересно давать знания через такие группы, – рассказывает Виктория. – Те, кто может заплатить и отправить детей за границу, – пусть отправляют. Это, опять-таки, не значит, что они там научатся, потому что можно уехать и все равно общаться по-русски. Через несколько лет она поняла, что в одиночку большое количество людей не научит. Тогда Виктория решила написать книгу. Пособие «Книга, которая научит говорить по английски» вышло в 2019 году, накануне пандемии. Вообще Виктория – человек не публичный. «Даже на книгу не хотелось ставить свое имя», – смеется она. Однако для достижения цели приходится выходить не просто на публику – в целый огромный мир, чему активно способствуют социальные сети.
Сегодня у Виктории есть не только собственная книга, посвященная простому и быстрому изучению английского языка, но и YouTube-канал, и TikTok, и Instagram. Все это – результат самоизоляции и большого вызова для самой себя: каждый день во время пандемии Виктория записывала по видео. Сегодня у нее приличная аудитория: 35 тысяч подписчиков в TikTok и полторы тысячи – на YouTube. – Многие считают, что обещание быстро научить говорить по-английски – это маркетинговый ход из серии «как похудеть за пять недель», – сетует Виктория. – А я показываю, что это не так. Главное, что она хочет донести: чтобы говорить по-английски – нужно говорить. Не читать, не писать, а говорить. Из этой мысли родилась другая: а какие люди не могут ни читать, ни писать? И вновь «зажглась лампочка»: незрячие.
Сегодня в рамках благотворительного проекта Виктория занимается в Петербурге с группой незрячих людей, и скоро они должны закончить курс. – Успехи у всех разные, потому что старт у всех был разный. Но на прошлой неделе у них у всех произошел прорыв, даже у тех, кто начал совсем с нуля, – делится Виктория с горящими глазами. Хотя поначалу было страшно, признается она: несмотря на большой опыт работы перед аудиторией, с незрячими работать страшнее, потому что не понять по глазам их эмоции, понимают они материал или нет. В этом деле пришлось идти ощупью – совсем как ее подопечным.
Не забывает она и о родном Приозерске: здесь у Виктории тоже набрана группа, причем группа разновозрастная, в ней много людей старше шестидесяти. – Я всегда хотела сделать что-то для родного края, поэтому изначально и выбрала с учениками своей родной школы позаниматься, – делится наша землячка. – Есть в английском языке такое выражение – give back, отдать обратно. Я получила от Приозерска многое, и у меня возникла потребность отдать. И так как я приезжаю в Петербург, захотелось сделать что-то масштабное и в Приозерске.
Как ни странно, здесь, в Приозерске, ей работается ничуть не легче, а даже и сложнее в чем-то, чем в Петербурге – феномен маленького города, ничего не поделаешь. Ты на виду у людей, с кем-то учился, кто-то учил тебя, и знакомые, родственники оценивают тебя даже строже и критикуют жестче, чем посторонние люди. И все-таки масштаб текущий и особенно грядущий, задуманный, у Виктории и впрямь нешуточный: она, ни много ни мало, замахнулась совершить революцию на рынке изучения английского языка. Как она утверждает, вся революционность не в том, что обучение идет быстро, а в том, чтобы «вынуть» из этой цепочки преподавателя, потому что никому, к сожалению, не выгодно учить быстро – напротив.
– Я хочу, чтобы по моей методике учились все, хочу перевести книгу на другие языки, – рассказывает о планах и амбициях Виктория. – Займет это двадцать лет, пять, десять – никто не знает, но я буду продолжать это делать. У меня глобальные планы, и они абсолютно искренние. Виктория утверждает, что ReFocus, как называется ее программа теперь – это история не только про английский язык, это возможность посмотреть на все под другим углом. С поездкой в США в юности у Виктории связана трагическая история: в тот момент у нее смертельно болела мама, и Виктория не хотела от нее уезжать. Но мама сказала: «Это может стать единственным твоим шансом обеспечить себе достойное будущее», и Виктория уехала. Как показывает сегодняшний день, ее мама была права. – Достойное будущее – оно какое? – рассуждает Виктория. – Работа в корпоративной среде, в хороших компаниях – это большая стабильность, в том числе финансовая. Сейчас у меня все-таки довольно сложный этап в жизни. Стартап – это непросто. Это на силе воли, на желании держится. Весь ReFocus и впрямь держится на ней одной – даже инвестор, который обещал помочь с изданием книги, пропал на этапе выхода первого тиража из типографии. Но Виктория не унывает, ездит из Москвы, где сейчас живет, в Петербург и Приозерск каждую неделю, а поддерживают ее успехи и благодарности учеников.
Многим занятия с ней помогли в буквальном смысле изменить жизнь: кто-то смог устроиться на престижную работу, кто-то – путешествовать с комфортом, понимая, о чем вокруг говорят, а кто-то наконец «закрыл гештальт». – Была женщина 68 лет, она хотела «закрыть гештальт», – рассказывает об учениках Виктория. – Она так много где училась, что ей просто хотелось научиться говорить. Ее муж рассказывает, что она просыпается ночью и говорит по-английски. Главное, что дает программа, по мнению Виктории, – это комфорт и простоту в общении, возможность преодолеть разговорный барьер. Со своими учениками Виктория не зазубривает множество слов, учит только базовые, которых достаточно для повседневного общения. И самое главное – следуют трем правилам ReFocus: перефразировать, не переводить с русского языка, искать замену словам, которые не знаешь. Возможно, и на обычную жизнь их тоже можно экстраполировать, если посмотреть под более широким углом. – Когда все случилось с мамой, это была большая трагедия, – вспоминает Виктория. – Но сейчас для меня это самый большой источник сил и мотивации, я понимаю, почему я просыпаюсь, почему я занимаюсь любимым делом – потому что у меня есть потребность реализоваться через эту боль, которая превратилась в итоге в силу. Об этом же она говорит, когда говорит о счастье: счастье, по мнению Виктории, – в моменте, в том, чтобы просыпаться и понимать, что ты там, где ты хочешь быть, ты делаешь то, что ты хочешь делать, ты окружен теми людьми, которыми хочешь быть окружен.
И о мечтах – потому что в мечтах у Виктории все тот же ReFocus. – Мне хочется прожить эту жизнь не зря, – признается она. – Мне хочется что-то после себя оставить. И судя по количеству благодарных отзывов и глазам нашей героини, в которых не гаснет та самая «лампочка», – эта мечта уже сбылась.
Лилия Батршина, фото из личного архива В. Котовой