Добро пожаловать отсюда: мусоропереработка в Ленобласти уперлась в протесты. И экология тут не при чем

Экология

Мусорная реформа в Ленинградской области пошла по спирали. Верхи – могут и хотят, низы – вообще давно просили. Но экоактивисты вдруг вспомнили, о чем не договорили два года назад, Питер накидывает «угля» на мельницу мусорных протестов. А ленинградцы закопались в фейках и вообще забыли, чего хотят и что дальше делать с отходами.

Минувшие выходные в Ленобласти оказались жаркими, несмотря на погодный «минус» по цельсию. В Выборгском и Всеволожском районах прошли весьма массовые народные «гуляния» против планов по строительству мусороперерабатывающих заводов. Тех самых, которые в последние несколько лет требуют и экологи, и активисты всех мастей, и простые жители региона. И вроде бы все уже обсудили на троих – власть, бизнес и народ. И все вопросы сняли. И вот опять.

С чего все началось

Еще на старте мусорной реформы в России, по всем регионам весьма остро встал вопрос: а куда идем, товарищи? Понятно, что в светлое экобезопасное и цивилизованное будущее. Но это если глобально, а вот конкретнее – тут уже думать надо. И главное, чтобы в народе поддержали. А для этого с населением работать нужно, причем на всех уровнях.

Упор сделали на трех основных пунктах: сокращение объемов утилизации отходов на полигонах, раздельный сбор мусора и развитие переработки.

В Ленобласти, с учетом пожеланий жителей и рекомендаций экспертного сообщества, перечень задач немного расширили:

Сократить количество, а затем и вообще закрыть на рекультивацию все действующие полигоны на территории региона.

Отказаться от утилизации отходов (в том числе «хвостов» после переработки) в чистом виде в пользу опять-таки рекультивации.

К 2024 году построить на территории области не менее 3-х мусороперерабатывающих заводов. При этом выбор технологии переработки и места размещения предприятий провести максимально открыто и в условиях диалога с жителями.

Полный отказ от мусоросжигания.

Конечно, амбициозные, но вполне реализуемые, планы Ленобласти с объемами собственного мусора в пределах 800 тысяч тонн в год существенно усложнил Санкт-Петербург – где производится свыше 2 млн тонн отходов. При этом по федеральному законодательству в границах северной столицы нельзя размещать полигоны. То есть без взаимопонимания между двумя субъектами – никак.

Но и тут не сразу, но договорились. И даже выбрали единого регоператора, который должен взять на себя и строительство заводов в Ленобласти, и систему обращения с отходами в Петербурге. По итогам конкурсных процедур остановились на «Невском экологическом операторе».

Компромиссная технология

Конечно, самым простым и быстрым вариантом раз и навсегда закрыть все вопросы с переработкой отходов – понастроить мусоросжигающих заводов. Кстати, это единственный из существующих способов переработать 100% всех отходов.НЕ ПРОПУСТИТЕ

Мусоросжигание, кстати, активно рассматривалось и в Петербурге, где еще в 2013 году планировали подписать соглашение с китайскими бизнесменами и построить у себя несколько таких заводов на Волхонке и в Левашово. Но жители северной столицы представили себе клубы черного дыма, которые могут накрыть Курортный район – и весьма однозначно выступили против. Власти Петербурга прислушались – и от идеи было решено отказаться.

В Ленинградской области вопрос по мусоросжиганию даже на общее обсуждение не выносился. И так было понятно, что люди не поддержат. Да и губернатор Александр Дрозденко недвусмысленно высказал свое решение: мусоросжигания в регионе не будет.

Почти весь 2020 год шли обсуждения, какую технологию мусоропереработки все-таки выбрать. В Правительстве Ленобласти обсуждали этот вопрос и с экспертами, и с представителями бизнеса, и с людьми. Остановились на популярной во многих экопродвинутых странах мира, включая Финляндию, Швейцарию и Германию, технологию глубокой переработки мусора в топливный гранулят – SRF.

Более того, как стало известно Online47 на сегодняшний день уже несколько предприятий по производству цемента выразили желание закупать переработанный из мусора топливный гранулят, так что со сбытом продукции проблем не будет.НЕ ПРОПУСТИТЕ

Один нюанс: ни одна технология глубокой переработки мусора (если это не мусоросжигания) не обходится без так называемых «хвостов». То есть неперерабатываемых (до 35%) остатков, которые все равно где-то придется утилизировать.

Но и здесь было найдено компромиссное решение. Чтобы не рубить лес, не наносить вреда экологии, не допустить попадания мусорных стоков в грунтовые воды. В Ленобласти предложили пойти по пути рекультивации старых отработанных карьеров. То есть использовать землю уже непригодную для использования, и утилизировать мусор вперемешку с грунтом, а впоследствии высаживать на этих рекультивированных участках новые деревья.НЕ ПРОПУСТИТЕ

С учетом всех этих предложений под размещение мусороперерабатывающих заводов и рекультивацию практически идеально подошли карьеры «Островский» в Выборгском районе Ленобласти и карьер «Дубровский» во Всеволожском районе. Территориально они даже дальше от населенных пунктов, чем того требуют нормы по санитарным зонам. Кроме того, предварительные изыскательские работы подтвердили, что через эти участки не проходят грунтовые воды – а значит, нет угрозы загрязнения даже незначительными промышленными стоками.

Катализатор протеста

Первые протесты вокруг возможного размещения мусороперерабатывающего завода на территории карьера «Островский» прошли в Выборгском районе еще в начале 2020 года. Отчасти, по вине отдельных региональных чиновников, которые в запале в проекте территориальной схемы по обращению с отходами легким движением руки кроме 200 га «Островского» (50 га под непосредственно завод и еще 150 под рекультивацию) заштриховали лишние 200 га соседнего карьера «Воронцовский». Получилась настоящая царь-свалка. Кроме того, поздно начали работать с населением: разъяснять безопасность проекта для экологии, обосновывать выбор местности и многое другое.НЕ ПРОПУСТИТЕ

Потом, конечно, исправили ошибки в терсхеме, вышли в люди, спорили, доказывали. И на два года протесты сами собой сошли на нет. До сегодняшнего дня, чтобы с утроенной силой вспыхнуть уже не только в Выборгском районе, но и во Всеволожском из-за карьера «Дубровский».

Не на пустом месте. Катализатором в этой ситуации стало поспешное, более того, незаконное решение «Невского экологического оператора» объявить конкурс на проведение не только изыскательских работ, но и сразу на проектирование. В обход предусмотренных законом процедур, вроде общественных слушаний и даже утверждения региональной территориальной схемы по обращению с отходами.

В Правительстве Ленобласти, конечно, уже подготовили и направили весьма жесткое требование к «НЭО» с призывом отменить незаконный конкурс и провести все процедуры по всем правилам. Но осадок остался.НЕ ПРОПУСТИТЕ

Тем более, что из-за дефицита информации: что собираются сделать, как, с применением каких технологий и почему без спроса – люди всполошились. И пока «НЭО» хранит гордое молчание, люди довольствуются не объективной и достоверной информацией, а откровенными домыслами и фейками, которые сегодня полетели в соцсетях как из рога изобилия. В итоге в вольной трактовке неких «экоактивистов» строить мусороперерабатывающие заводы будут не в карьерах, а где-то в лесах поблизости. И под это дело вырубят сотни гектаров леса [в карьерах, где ни единого дерева чуть не с середины прошлого века не водилось, прим. ред.] И строить вообще будут не мусороперерабатывающие заводы, а мусоросжигающие. И даже не заводы – а полигоны под захоронение.

В общем, все смешалось в кучу. Что вносит еще большую сумятицу в умах. А так уже повелось – что если люди чего-то не понимают, они протестуют.

Кто против?

Впрочем, не только дефицит информации и разъяснительной работы с людьми стоят за протестами. Ведь не сами жители Ленобласти придумывают небылицы и сами же им потом верят.

Примечательно, что на протестных акциях в прошедшие выходные мы заметили и профессиональных активистов-гастролеров, которые регулярно провоцируют фейковые скандалы в разных уголках Ленинградской области.

Например, в Приморске, Выборгского района, где, как они пытаются убедить окружающих, «нерпа и лоси на грани уничтожения плачут от обиды на беспощадный российский олигархат». Но Online47 уже не раз рассказывал, о том что за хитрыми «экозащитными» акциями этих псевдо-активистов кроется самый обычный бизнес, причем, далеко не самый чистый.

Также по слухам, за протестами против строительства мусороперерабатывающих заводов могут стоят и представители официального бизнес-сообщества, которое имеет свои виды на лакомые земли Карельского перешейка.

И что вызывает особое удивление, большая часть участников народных сходов в Ленобласти уже традиционно – жители Санкт-Петербурга. Которые требуют у властей северной столицы вывозить свой мусор за пределы города – то есть исключительно в Ленобласть. Но при этом и в Ленобласти не разрешают реализовать нужные двум регионам проекты, даже не утруждаясь поисками хоть сколько-то внятных аргументов.

Здравый смысл прости Станиславского

Вообще, на сегодня активисты в протесте против мусоропереработки используют лишь один аргумент: «Не верю». Не верят, или точнее убеждают окружающих не верить, что в Ленобласти будут построены экологически безопасные заводы, а не полигоны. Не верят, что все работы будут выполнены с соблюдением всех требований законодательства. Не верят, что мнение людей реально кого-то волнует.

Но как нам кажется, все эти вопросы рано или поздно будут сняты в режиме диалога.

Тем не менее, и у нас есть определенные вопросы для обсуждения. Причем не к властям Петербурга и Ленобласти. И даже не к «Невскому экологическому оператору». А к тем, кто сегодня протестует и требует отказаться от развития мусоропереработки на территории 47 региона.

Например, можно не строить заводы в карьерах, не рекультивировать земли, отказаться от площадок в Выборгском и Всеволожском районах. Как любят говорить протестующие: «Куда угодно, только не здесь». И что делать с мусором? Куда везти? Где размещать предприятия? Или возвращаться к устаревшей практике утилизации на полигонах? А где открывать полигоны? В правительстве Ленобласти готовы обсуждать любые варианты. Вот только альтернативы для обсуждения почему-то никто не предлагает.

А уже пора бы переходить от слова «Нет» к конструктивной дискуссии. Иначе решения по вопросам экологии и цивилизованной системы обращения с отходами может сдвинуться на неопределенный срок. Вот только кто от этого в итоге выиграет?

Александр Телегин

Фото: Валентин Илюшин\Online47

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: