22 ноября 1941 года… В сердце каждого ленинградца эта дата навечно отпечаталась как символ надежды, веры в спасение, в великую Победу.
80 лет назад начала действовать ледовая Дорога жизни. Это не поэтический образ — так ее назвали сами ленинградцы. Она стала единственной ниточкой, связывающей умирающий от голода город с Большой землей. Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выжить и даже помогать фронту, куда поступало производившееся в блокадном городе вооружение, одежда, боеприпасы.
Огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура, позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Краснознаменный Балтийский флот.
Дорога жизни это не только «авиамост» с Большой землей, Ладожская военная флотилия, Северо-Западное речное пароходство, телефонно-телеграфный и высоковольтный кабели, проложенные по дну Ладоги, трубопровод, который снабжал город топливом… Это, прежде всего, ЛЮДИ! Водители, инженеры, диспетчеры, речники, летчики и, конечно, сами ленинградцы, которые поверили своей Дороге, которые готовы были терпеть и холод, и голод, чтобы пульсировала артерия, несущая жизнь к сердцу блокадного Ленинграда.
К берегу Ладоги в Осиновце, в Кобоне никогда не зарастет тропа. Сколько бы ни прошло лет, люди будут нести сюда цветы в память о тех, кто совершил невозможное, кто ценой своей жизни давал жизнь ледовой трассе через Ладогу.
Склоним головы перед памятью тех, кто навсегда остался на дне Ладоги, для кого дорога на Большую землю стала последней в жизни. Еще раз вспомним подвиг безвестных и знаменитых героев Дороги жизни! А еще поблагодарим тех, кто работал вдали от города на Неве, чтобы в город бесперебойно шел хлеб «дорогой дружбы многих к многим».
Гордимся. Помним. Будем делать всё, чтобы это не повторилось.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области Сергей Бебенин