9 июля на заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам депутаты обсудили проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий». Он направлен на сохранение сельхозугодий.
В ходе обсуждения законопроекта депутат Государственной Думы от Ленинградской области, член Комитета по аграрным вопросам Сергей Яхнюк обратил особое внимание коллег на отсутствие подзаконных актов, из-за чего возникает множество вопросов и недопонимания, в том числе, какая ответственность закреплена за тем или иным собственником, какие должны быть приняты решения в той или иной ситуации и многие другие. Это должно стать следующим шагом для проработки.
В результате участники заседания приняли решение вернуться к обсуждению законопроекта после того, как Министерство сельского хозяйства РФ подготовит ответы на вопросы депутатов.
Принятие законопроекта должно способствовать повышению эффективности государственного учета показателей состояния плодородия земель сельхозназначения. Так, проектируемые изменения устанавливают обязанность правообладателей земельных участков представлять информацию о результатах проведенных почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земельных участков и проведенных агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятиях.
В пункте 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ определено, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Однако текущая динамика качества сельхозугодий характеризуется активным процессом деградации почв.
Дальнейшая потеря продуктивных почв неизбежно ослабит продовольственную безопасность. В связи с этим необходимо содействовать обеспечению неистощительного землепользования, в основе которого лежит надлежащее управление почвенными ресурсами.
Общая площадь сельхозугодий в стране составляет 197,7 млн га, из них 35,4 % — слабогумусированные, 25,3% — среднегумуссированные. Снижение содержания гумуса и элементов питания в почвах сельхоугодий прослеживается почти в каждом регионе, расширяется площадь регионов, испытывающих опустынивание ландшафтов. Площадь кислых почв на сельскохозяйственных угодьях в 2017 году составила 51,5 млн га, засоленных – 16,3 млн га, солонцеватых – 22,9 млн га, переувлажненных – 16,1 млн га, заболоченных – 9,6 млн га.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, общая площадь эродированных, дефлированных и дефляционно-опасных сельскохозяйственных угодий составляет более 50%, доля эродированных и дефлированных почв продолжает неуклонно увеличиваться.
Основы правового регулирования охраны земель в России заложены главой 2 Земельного кодекса. При этом с 2016 года вступила в действие новая ее редакция, которая по-новому определила ряд ключевых положений. Смежные же законодательные акты и в первую очередь федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» не были приведены в соответствие с принятыми изменениями.
Рассматриваемый на заседании Комитета по аграрным вопросам законопроект призван устранить все противоречия и привести положения федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в соответствие с Земельным кодексом.
Эффективное регулирование плодородия почв, достижение оптимальных показателей плодородия без достоверной информации о текущем состоянии почв не представляется возможным. В этой связи предложено уточнить обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в части обеспечения проведения периодических почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Законопроект также предлагает внести взаимосвязанные изменения в федеральный закон от 19 июля 1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части учета при их применении результатов оценки качества земель, состояния плодородия почв, определенного на основании проведенных почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земельных участков из состава земель сельхозназначения.