«Национальный проект «Образование»: стратегия будущего»
Главной особенностью прошедшего учебного года стал старт национального проекта «Образование». Задача моего выступления состоит в том, чтобы показать, какие задачи по его реализации в нашем районе мы решали в 2018-2019 учебном году и какие нам предстоит решать в наступающем учебном году и в последующие годы.
Нацпроект имеет две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (сегодня, по результатам международных исследований, Россия находится на 14-15 месте), воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Мероприятия проекта, прежде всего, направлены на реализацию четырех ключевых направлений: обновление содержания образования, создание современной инфраструктуры, подготовка кадров, переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью. Перебрасывая мостик к теме прошлогоднего педсовета, можно сказать, что весь проект – это инвестиции в человеческий капитал.
Как известно, национальный проект состоит из системы проектов. Первый из них – это «Современная школа».
В рамках реализации этого проекта существующие процедуры оценки качества образования будут дополнены процедурой, разработанной на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. В связи с этим еще раз хочу остановиться на проблеме объективности оценивания, которая так остро встала в последние годы. Министерство образования и Рособрнадзор отказались от практики рейтингования регионов и школ по результатам государственной итоговой аттестации. Не сравнивает эти результаты по районам и комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Ведь для того, чтобы добиться роста качества образования, надо объективно оценить, а каково оно сейчас. Поэтому и в моем сегодняшнем докладе вы не услышите цифр, связанных с результатами ГИА.
Мы должны научиться сравнивать не результаты школ и даже отдельных классов, а оценивать динамику обучения каждого отдельного ученика. А пока школы нашего района постоянно попадают в список тех образовательных организаций, в которых выявляются признаки необъективности оценивания, хотя в этом году их число сократилось с 4 до одной. Одновременно нам нужно предпринять шаги по перестройке работы районной методической службы, чтобы она стала действенным помощником руководителям и педагогам в выявлении и устранении профессиональных дефицитов.
Составной частью проекта «Современная школа» является программа создания в сельской местности и малых городах центров цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста». Задачей этих центров является формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным предметам «Технология», «Информатика», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Для этого проводится масштабное повышение квалификации педагогов, вовлеченных в проект. В нашем районе «Точки роста» в новом учебном году откроются в Раздольской и Отрадненской школах. Но они должны будут использовать свои ресурсы для налаживания сетевого обучения учащихся других школ района. В следующие годы реализации проекта «Точки роста» будут созданы и в других школах Приозерья (в СОШ 1- в 2020 г., СОШ 5, Мельниковской школах- в 2021 г.).
В наступающем учебном году будет продолжен процесс реновации школ. По-прежнему перед нами стоит задача оптимизации сети образовательных организаций.
Современная школа невозможна без дальнейшего развития дополнительного образования. В проекте «Современная школа» поставлена задача в 2018-2019 учебном году охватить дополнительным образованием 71% детей, а к 2024 – 80%. В нашем районе процент охвата в прошедшем учебном году составил – 82,5%. При этом кардинально меняется система финансирования дополнительного образования.
Началась реализация проекта по внедрению персонифицированного ее финансирования. Каждый ребенок, желающий получать дополнительное образование, получит электронный сертификат на определенную сумму, которым он, а точнее, конечно, его родители, будут оплачивать выбранные программы. В 2019 г. на эту систему перейдут ЦДТ, ЦИТ и Сосновский центр образования, а в 2020 г. – все остальные образовательные организации района.
В последние годы в школах возрождаются общественные организации, призванные пробудить социальную активность школьников, способствовать их успешной социализации и воспитанию. В школах нашего района действуют отряды «Юнармии» (в апреле 2019 года создан муниципальный координационный совет по развитию движения ЮНАРМИЯ в Приозерском районе. Принято в ряды Юнармии 87 обучающихся Шумиловской школы). Организации Российского движения школьников. В проекте «Современная школа» ставится задача увеличить охват учащихся общественными организациями с 1,61% в 2018-2019 годах до 8,8% в 2024 г. в масштабах страны. В нашем районе этот охват в 18-19 гг. составил 7%.
Проект «Успех каждого ребенка» имеет главной целью индивидуализацию обучения. Завершение внедрения ФГОС требует формирование индивидуального учебного плана каждого ученика. Особое место в проекте занимает организация работы с детьми, имеющие особые образовательные потребности. Инклюзивное образование стало обыденным явлением в школах Приозерского района. Сегодня у нас обучаются 699 детей с ОВЗ и 28 детей – инвалидов. Принят и постепенно реализуется муниципальный план по созданию в образовательных организациях доступной среды. Но очевидно, что и сегодня, с появлением в школах педагогов-психологов и других специалистов остро стоит проблема повышения квалификации педагогов по проблемам коррекционной педагогики.
Не менее важным является и такое направление проекта, как работа с одаренными детьми. В последний год в нашем районе наметились сдвиги к лучшему в подготовке к всероссийской олимпиаде школьников. Лауреатами регионального этапа олимпиады стали 4 учащихся нашего района. Но перед нами поставлена задача ежегодно воспитывать хотя бы одного победителя или лауреата всероссийского этапа олимпиады. В целом же можно сказать, что у наших детей есть несомненные успехи в различных конкурсах и соревнованиях как на региональном, так и на всероссийском уровне.
А это свидетельствует о кропотливом и успешном труде наших педагогов. Команды учеников школы № 1 заняли первое, второе и третье место на 4 национальном чемпионате «Профессионалы будущего». На региональных конкурсах побеждали учащиеся и воспитанники Громовской СОШ, Кузнеченской СОШ, Шумиловской СОШ, ШКОЛЫ № 5, Красноозернинской ООШ, ЦДТ, ЦИТ, Сосновского ЦО, Детского сада № 26. В областном музыкальном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Гимн детства» победителем стало произведение Олеси Маеровской (ЦДТ, педагог Галина Михайловна Кораблина-Рогова) «Гимн детства».
Проект «Успех каждого ребенка» предполагает и обновление материально-технической базы для занятий физкультурой и спортом. Этим летом был проведен ремонт спортивных залов в Отрадненской и Красноозерненской школах, построена спортивная площадка для Мичуринской школы.
В рамках проекта ставится задача развития допрофессиональной и предпрофессиональной подготовки, развитие системы профессиональной ориентации, наставничества. Здесь у наших школ есть интересные проекты, как, например, проект «Школьное телевидение» Кузнеченской школы, но систему работы нам еще предстоит выстроить.
Преобразование современной школы невозможно без развития цифровой среды. Поэтому соответствующий проект так и называется: «Цифровая образовательная среда». Для образовательных организаций нашего района жизненно важным является решение обеспечить школы высокоскоростным Интернетом. В городских школах – не менее 100 мб/с, для сельских – не менее 50 мб/с. На сегодняшний день в Приозерском районе нет ни одной образовательной организации с высокоскоростным Интернетом.
В рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в школах будут создаваться центры цифрового образования детей. Они создаются для приобщения учащихся к инновационной, практико-ориентированной деятельности в сфере информационных технологий, робототехники и IT-инжиниринга. Данный проект нацелен на популяризацию технических профессий, увеличение охвата учащихся IT-технологиями и направлен на раннюю профессиональную ориентацию. В 2020 г. в нашем районе такие центры будут созданы в школе №4 г. Приозерска, в Петровской и Громовской школах.
Особый интерес у педагогов вызывает проект «Учитель будущего». Нас ждет внедрение новых систем аттестации педагогов и руководителей образовательных организаций. Значительно расширятся возможности повышения квалификации. Будет внедряться система учительского роста, в том числе появятся новые должности педагогических работников. Я думаю, что, используя новые возможности, мы сможем добиться качественных изменений в работе как педагогов, так и образовательных организаций. Залог тому – достижения наших образовательных организаций и педагогов в прошедшем учебном году.
Детские сады нашего района приняли активное участие в конкурсе «Детские сады детям». В номинации «Лучший муниципальный сельский детский сад общеразвивающего вида» победителем регионального этапа конкурса стал МДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад», в номинации «Лучший инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения» победителем стала Ирина Кирьянова из Центра развития ребёнка-детский сад; в номинации «Лучший инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения» победителем стала Галина Кудрявцева, детский сад № 35; в специальной номинации «Преданность профессии» победила Светлана Ошеко, методист Центра информационных технологий. Учитель средней школы №4 Светлана Мяки стала победителем конкурса на присуждение премий лучшим учителям Ленинградской области за достижения в педагогической деятельности. Победителями регионального конкурса «За нравственный подвиг учителя» стали учителя Шумиловской и Кузнеченской школ Ольга Фролова и Ирина Подвигина. Учитель Степанянской школы Александр Смольников стал лауреатом областного конкурса «Учитель года».
Ближайшие пять лет нам предстоит работать в парадигме национального проекта. Сегодня я коснулся лишь основных его положений. В системе образования нужны не простые исполнители, а сознательные творцы.
Поздравляю вас с наступающим праздником, Днем знаний!