До  80 годовщины дня Великой Победы оставалось!

50 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОДИНЕ

БУХТА ВЛАДИМИРСКАЯ. 2000-еГОДЫ

Накануне Дня ВМФ мы празднуем юбилей опытового судна ОС-57 (пр. 1824, зав. № 20-4), построенного в 1969 г. на Рыбинском ССЗ. Все свои 50 лет судно провело в составе Краснознаменного Балтийского флота, на Ладожском озере. За эти годы судно приняло участие во множестве государственных испытаний, испытаний и экспериментов, проверок технического состояния, надежности и эффективности подводного морского оружия. За годы службы судно совершило более 1000 выходов на обеспечение боевой подготовки и испытаний, оставило за кормой более 75 000 морских миль, выполнив более 800 торпедных стрельб.

В 1998 г. опытовое судно было переведено с военного на гражданский штат. Опытовые суда пр. 1824 разрабатывались и строились на основе морского транспорта вооружения пр. 1823 как специальные опытовые судна для ВМФ – торпедо пристрелочные станции. И предназначались для серийных и контрольных испытаний различного торпедного вооружения. Серия данных судов состояла из 7 корпусов. Все они построены на Рыбинском ССЗ (с 1971 г. «Вымпел»).

Кроме того, на базе пр. 1823 строились морские транспорты вооружения (пр. 1823, 1823Б, 1823В), морские рефрижераторные транспорты (пр. 1823Р), малые морские транспорты (пр. 1823А) – всего 17 ед., малые разведывательные корабли (пр. 1824Б) – 4 ед., пограничные сторожевые корабли (пр. 18236) – 4 ед. Опытовое судно «Волна» (1965 г. п.) распределено на Краснознаменную Каспийскую флотилию. К сожалению, больше сведений о нем найти не удалось. Опытовые суда ОС-5 и ОС-6 принадлежали заводу «Гидроприбор» и находились на Черном море в Феодосии (п. Орджаникидзе).

По ним тоже сведений почти нет. По данным форума «Опытовые суда» (http://forums.airbase.ru/2005/08/t31475—opytovye-suda.html) ОС-5 некогда стал «Ставридой», а ОС-6 списан как сейнер в 1990 г. Опытовые суда ОС-114 (1975 г. п.) и ОС-220 вошли в состав Черноморского флота ВМФ СССР. ОС-114 до настоящего времени добросовестно исполнял обязанности опытового судна в составе 5-й ГСО ОСО ЧФ, принимая участие во множестве испытаний и экспериментов по совершенствованию морского подводного оружия. В 1997 г., по разделу Черноморского флота, судно осталось в составе ВМФ РФ.

К основным задачам судна добавилась наиболее востребованная на тот момент – перевозка военных грузов. В 1998 г., так же, как и ОС-57, было переведено на гражданский штат. Опытовому судну ОС-220 повезло меньше. В 1997 г., оказавшись в составе военно-морских сил Украины, как опытовое судно оказалось не востребовано и было продано, переоборудовано в траулер «Оскар» ООО «Инкерманской рыболовной компании». С 2010 г. это уже сухогруз «Queen Elizabeth» с портом приписки п. Ломе (Того). С 2014 г. – «Мesogio» п. Занзибар (Танзания).

Опытовое судно ОС-213, построенное также на Рыбинском ССЗ в 1980 г., но по пр. 1858, продолжает службу опытового судна на испытательной базе ВМР РФ на о. Иссык-Куль (Киргизия). Наше опытовое судно ОС-57 за свою 50-летнюю историю проходило службу на Ладожском озере в б. Владимирской в составе: 414-го дивизиона опытовых судов и катеров (в/часть 40134) 177-й бригады опытовых кораблей до 1984 г., 824-го научно-испытательного центра ВМФ (в/части 30898) после 1984 г.; с 1998 г. в 903 группе судов обеспечения при испытательном отделе (ИО) минно-торпедного управления государственного центрального морского полигона (ГЦМП) г. Северодвинска Северного флота (в/часть 09703-II).

В 2009 г. ИО переформирован во 2-ю испытательную базу ГЦМП СФ; с 2012 г. судно в 1-й группе отряда судов обеспечения 131 базы (комплексного обеспечения сил БФ в пунктах базирования) г. Ломоносов; с 2013 г. судно входит в состав ГСО (п. Сторожевое, б. Рыбная, озеро Ладожское) ОСО в/части 45752-Б; с сентября 2015 г. судно входит в состав 3-й ГСО (п. Сторожевое, б. Рыбная, озеро Ладожское) ОСО – в/часть 76553. В состав 414-го дивизиона опытовых судов и катеров входили еще несколько опытовых судов. Судьба их сложилась по-разному. Опытовое судно ОС «Карп» (Т-416, пр. 254К, зав. № 139, 1953 г. п.). В 1990 г. исключено из состава ВМФ, стало учебным судном КЮМ г. Днепропетровска, с 1992 г. – в Укрречфлоте на Украине.

В настоящее время в г. Сухуми. Опытовое судно ОС-228 (Т-503, пр. 254, зав. № 179, 1954 г. п.). С 1966 г. МТ-503. С 1979 г. – ОС-228. В 1990 г. исключено из состава ВМФ – стало учебным судном КЮМ г. Приозерска. 28.09.1992 сгорело. Списано и передано на разделку в том же 1992 г. Опытовое судно ОС-100 (пр. 1236, 1972 г. п.). В 1986 г. ходило для обеспечения испытаний на СФ. Работало с АПЛ. В 1990 г. переведено на Черноморский флот. При разделе Черноморского флота отошло Украине, применения по назначению не нашлось. Списано, исключено из списков военно-морских сил Украины и передано на разделку в 2002 г. в г. Феодосию.

За 50-летнюю службу нашим юбиляром, опытовым судном ОС-57, командовали: 1969–1971 гг. ст. л-т Зубов Александр Дмитриевич. 1971–1976 гг. ст. л-т Игнатьев Петр Алексеевич. 1976–1982 гг. кап. л-т Коровкин Анатолий Александрович. 1982–1986 гг. кап. л-т Зайцев Александр Федорович. 1986–1989 гг. ст. л-т Барзанов Виктор Эдуардович. 1989–1993 гг. ст. л-т Скрябин Александр Витальевич. 1993–1997 гг. кап. л-т Кобяков Александр Алексеевич. 1997–1998 гг. кап. л-т Семилетенко Андрей Владимирович. 1998–2001 гг. служащий Ефанов Аркадий Петрович. 2001–2011 гг. служащий Икаев Юрий Камбалатович. 2012–2013 гг. служащий Зеленов Олег Константинович. 2013–2014 гг. служащий Коренчук Михаил Иосифович.

С 2014 г. – служащий Менжега Василий Семенович. Командир опытового судна ОС-57 с 1982 по 1986 г. Зайцев А. Ф. вспоминает: «На командирский мостик ОС-57 пришел с должности командира БЧ-1-4 опытового судна ОС-100 в августе 1982 г. и сразу же, параллельно с приемом дел и должности, приступил к сдаче на допуск к самостоятельному управлению судном в штабе ЛенВМБ. 1 октября получил допуск к самостоятельному управлению. Впоследствии, как и все судоводители, каждый год весной подтверждал допуск. Каждый год весной после сдачи курсовой задачи К-1 “Организация судна и подготовка его к плаванию” проводились рейдовые сборы всех кораблей дивизиона, по окончании сборов отрабатывали и сдавали курсовую задачу К-2 “Плавание судна и выполнение задач по назначению”.

Работы по основной деятельности проводили вплоть до ледостава. С представителями “Гидроприбора” проводили торпедные стрельбы в течение всей службы на корабле, даже зимой ломали лед выстрелами сжатого воздуха из ТА. С 1982 по 1984 г. судно работало с ПЛ, которая приходила с Кронштадта. Работали в самой глубокой части Ладожского озера на севере по линии Якимварский залив – о. Малый. Именно там находится самое глубокое место на озере – 233 м. Кроме того, ОС-57 привлекался к выполнению задач, не связанных с основной деятельностью. За период моей службы трижды, в сентябре-октябре убывали в Ленинград под погрузку продуктов для островного гарнизона о. Коневец. Грузились на р. Неве в Уткиной заводи или на набережной лейтенанта Шмидта – почти напротив родного училища – ВВМКУ имени М. В. Фрунзе. В зиму 1982–1983 гг. проходил средний ремонт на 28 СРЗ в г. Ломоносове, а в 1983–1985 гг. – доковый ремонт на Кронштадтском морском заводе.

В 1983 г. летом в течение 2-х недель принимали участие в поисках разбившегося самолета МИГ-29 в средней части ЛО. В 1985 г. на день ВМФ катал гостей по ЛО. Помню экипаж судна. Мы же жили в Советском Союзе, и он был многонационален. Рулевые – Гончаров, Ежов – русские. Последний, умный и грамотный матрос, до службы работал рулевым на сухогрузе типа Волга-Балт. Благодаря ему я на практике научился управлять судном. Моторист Петухов – русский. До службы работал старшим помощником на торговом судне. Он и сейчас проживает в г. Приозерске, до сих пор ходит в загранку. Кок Абдуллаев – азербайджанец. Трюмный Пальчевский – украинец. Торпедисты Сангаков – таджик, Зулкашин – казах. Электрик Смирнов – русский. Он управлял судовым краном КЭ-3.2. Боцман Река – украинец. Гидроакустик Черновский – украинец. Радиометрист Гречишкин – русский. Хороший был экипаж, способный решать различные задачи…»

Основные ТТД опытового судна ОС-57. Водоизмещение стандартное 646 т, полное 753 т. Длина – 51,45 м, ширина – 8,42 м, осадка – 2,84 м (в полном грузу). Силовая установка: главный двигатель – дизель 6ДР30/50-5, 600 л. с. – 1 шт. Движитель – 4-лопастной винт фиксированного шага – 1 шт. Скорость полного хода: 11 узлов. Дальность плавания – 1450 миль на экономическом ходу (9,3 узла). Автономность 10 суток. Экипаж 24 чел. Вооружение: 533-мм торпедный аппарат – 2 шт. Навигационная РЛС «Донец 2», гирокомпас «Курс-4М», лаг «ЛГ-2», гидроакустическая станция, радиостанции… Судно оборудовано краном грузоподъемностью 3,2 т.

Вот такое славное опытовое судно ОС-57, через которое прошла уже не одна сотня его служителей, офицеров и мичманов, военнослужащих срочной службы и гражданских служащих, которые составляли его экипаж и вносили свой посильный вклад в дело обороноспособности нашей Родины. В настоящее время в экипаже судна уже второй десяток лет и более работают Козлова Светлана Петровна – 1-й радиооператор (с 1998 г.), Менжега Василий Семенович – капитан судна (с 1999 г.), Савин Сергей Владимирович – 2-й механик (с 1999 г.), Ильченко Анатолий Александрович – 2-й помощник капитана (с 2003 г.). Накануне нашего профессионального праздника хочется поздравить всех причастных к службе в Военно-морском флоте со славным праздником – Днем ВМФ, а служителей опытового судна ОС-57 со славным юбилеем – 50-летием на службе Родине! Спасибо всем вам за службу, здоровья, счастья и удачи, мирного неба над головой, душевного равновесия и семейного тепла, попутного ветра во всех начинаниях на земле и на воде, семь футов под килем.

ЗАЙЦЕВ Александр Федорович – командир опытового судна ОС-57 (1982 по 1986 г.). Родился 28 сентября 1958 г. в с. Верх-Бехтемир Бийского района Алтайского края. Окончил среднюю школу № 3 г. Чапаевска Куйбышевской обл. (1975 г.), штурманский факультет высшего военно-морского командного училища им. М. В. Фрунзе (1981 г.). Проходил службу в частях ВМФ в должностях командира БЧ 1-4 ОС-100 (1981 г.), командира корабля ОС-57 (1982 г.), ОС «Карп» (1985 г.), помощник начальника штаба в/части 30898 (1989 г.) в б. Владимировская, начальника штаба 84 отдельного дивизиона кораблей специального назначения (1991 г.), начальника отдельной гидрографической партии в/части 77510 на Новой Земле. В 1998 г. назначен начальником штаба – заместителя командира в/части 01001. Ветеран подразделений особого риска (1999 г.). Жена Тамара Сергеевна. Сын Кирилл (1981 г. р.). Дочь Татьяна (1986 г. р.). В 2003 г. уволен в запас по возрасту. Живет и работает в г. Приозерске.

МЕНЖЕГА Василий Семенович – капитан опытового судна ОС-57 (с 2014 г. по н. вр.). Родился 1 января 1948 г. в с. Красиловка Броварского района Киевской обл. Окончил среднюю школу № 2 г. Бровары (1966 г.), минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (1971 г.), Высшие ордена Ленина офицерские классы ВМФ (1982 г.). По окончанию военного училища проходил службу на атомных подводных лодках пр. 675, 671 1-й Флотилии АПЛ Северного флота. Служил командиром БЧ-3, участвовал в 4-х боевых службах в водах Атлантического, Индийского океанов, Средиземного моря. По окончанию высших офицерских курсов продолжил службу начальником лаборатории 824 научно-испытательного центра ВМФ (в/часть 30898) в б. Владимировская. Жена Надежда Венеаминовна. Дочь Наталья (1972 г. р.). Дочь Ирина (1979 г. р.). В 1994 г. уволен в запас по возрасту. Продолжил работать в б. Владимирской инженером испытательного отдела 824 НИЦ. В 1999 г. после расформирования НИЦ, как главный специалист по торпедной стрельбе, пришел на опытовое судно ОС-57 на должность 3-го помощника капитана. В 2000 г. назначен 2-м помощником, в 2003 г. – старшим помощником капитана. С 2014 г. – капитан опытового судна ОС-57.

Владимир Карманов, фото предоставлены автором

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( 5 оценок, среднее 4.4 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: