АЛЛА МАЛКОВА – УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТ РЕЧЕВУЮ ДВЕРЬ

Мы начинаем по-настоящему понимать ребенка, когда он заговорит. Для семьи это настоящее чудо, когда кроха начинает осознанно произносить «мама, папа, баба» и т. д. Но бывает и так, что вроде возраст уже подошел, а малыш молчит, и если к этому добавляются заболевания, то тут важно попасть к специалисту – логопеду.

В большинстве своем логопеда родители представляют как «тетеньку», которая учит произносить звуки, и это так. Но на самом деле все гораздо глубже – настоящий логопед выстраивает невидимую связь между мыслью и словом.

В приозерской коррекционной школе-саде таких специалистов много, и один из них – Малкова Алла Петровна.
Родилась она в г. Подпорожье Ленинградской области. За время учебы сменила три школы.
И это время ей запомнилось учителями, тем, как они преподавали свои предметы. И во многом для нее именно они стали примером, что повлияло на выбор ее профессии.

– Думаю, что каждый учитель очень профессионально подходил к своему предмету. Нравились литература, физика. Физику вел Альфред Ричардович Лузянин – отец Лузяниной Татьяны Альфредовны, к которой я попала на математику в школе № 4 после переезда в Приозерск. В школе № 4 остались любимые учителя.

Повезло, что был дружный класс. Когда настал момент выбора
профессии, у Аллы было желание пойти учиться на инженера, но
родители посоветовали пойти «в учителя» и не прогадали. Как говорит наша героиня, ее дед был директором одной из московских школ, и, наверное, где-то свою роль сыграла и генетика.

Плюс в общей сложности Алла успела поучиться в трех школах, это в
дальнейшем ей помогло научиться быстро адаптироваться к
новому коллективу, и было много примеров, которым хотелось подражать.

В 1991 г. она окончила отделение дошкольного воспитания Ленинградского областного педагогического училища.
Почему именно дошкольного? Свой выбор Алла Петровна объясняет тем, что ей больше нравится возраст детей-дошкольников, поскольку есть возможность большего общения с ребенком неформальной обстановке, а не в учебной.

Студенты ее признавали скрытым лидером, хотя официально она не была ни старостой, ни кем-либо еще. Но это не мешало ей быть «заводилой» во всех мероприятиях – а студенты все время устраивали капустники, походы, праздники.

– В рамках международного проекта, когда студенты делились опытом в разного вида жанрах искусства, я была в составе группы студентов, которые обучали иностранцев русским народным танцам. Было сложно, поскольку их пластика движений значительно разнилась с нашей. Но результата добились. Среди студентов были представили Америки, Лаоса, Алжира, Индии. В ответ иностранные студенты передавали вокальный опыт.

Первый рабочий день после окончания педучилища был в детском доме для детей-инвалидов на должности воспитателя. Это был сложный период…

– Садики закрываются, зарплаты не платят. Мне было на тот момент 20 лет. Морально было тяжело и хотелось помочь. Трудно было смириться с бессилием. Там я проработала 7 лет. Поступив на работу, я сразу пошла учиться на заочное отделение в РГПУ им Герцена. В 1995-м я получила диплом по специальности «Логопедия», а в 1999-м там же,
в РГПУ им. Герцена, получила диплом по специальности
«практическая психология».

Я готова была учиться на очном, но с деньгами были проблемы, и надо было работать. У меня была группа, в которой находились дети до 10 лет. А в том учреждении, где я работала, такие дети приравниваются к
дошкольному возрасту. Обычно проводила занятия по плану.

Уже тогда участвовала в международных проектах, организованных для детей-инвалидов. Работа очень увлекала, поэтому был результат.
За время работы в детском доме для детей-инвалидов наша героиня много занималась самообразованием и многому научилась у коллег-воспитателей. Там она также стала участником международного проекта со шведами, где давала мастер-класс по сенсомоторному воспитанию.

На самом деле удалось удивить тем, что в постсоветской России работа с детьми-инвалидами находится на высоком уровне.
В 1996 г. Аллу Петровну пригласили работать в коррекционную школу-сад, и здесь она трудится уже больше 20 лет.

– Сюда я пришла работать учителем-логопедом, когда только-только открыли логопедическую группу. Конечно, было волнительно, как и на
любой работе в первый рабочий день.

Сегодня ее ученики – это не просто дети, которые не выговаривают «Л» или «Р», – это дети с тяжелыми нарушениями речи или отсутствием речи как таковой, дети со сложными заболеваниями. Такая группа одна на
весь район. А всего таких групп три на территории Ленинградской области. Ее открыли 4 года назад.

– За 20 лет работы в коррекционной школе-саде таких случаев, чтобы ребенок, который попал ко мне, потом с легкостью читал стихи Пушкина наизусть – единицы. Все-таки я работаю со сложными детками.

Но есть дети, которые, попадая ко мне с диагнозом «тяжелое нарушение речи», выпускались из группы и могли спокойно идти в первый класс
подготовленными, а от учителей этих детей я слышала много благодарности за свою работу.

И потом среди моих бывших учеников многие становились отличниками. Больше всего нашей героине нравится проводить с детьми
так называемые «живые занятия»: логоритмика, где соединяются двигательная активность и развитие речи, сенсомоторные занятия, развивающие упражнения, комплекс «Монтессори».

Ее кабинет – это мечта любителя что-то перебирать, и, оказавшись у
стенда с игрушками, просто невозможно оторвать взгляда от всякого рода наборов, где нужно что-то складывать, составлять и т.д. Сразу хочется оказаться ребенком лет 4–6 и во все это поиграть.

Из всего этого изобилия у Аллы Петровны есть любимая игрушка
– «семья» (небольшие фигурки человечков:)
– Играть с ними можно по-разному, ведь у меня занимаются дети, которые не говорят вообще. Поэтому сначала усваиваем такие слова, как мама, папа, дочка и сын, сестра, брат, бабушка и дедушка, а потом укладываем их спать, ходим в магазин и выполняем все повседневные действия. Очень люблю тактильные игрушки, которые «включают речь» и развивают логику. Это дает результат.

Работа на результат – так можно назвать профессиональную деятельность Аллы Малковой. Кроме занятий она систематически консультирует родителей и работает в одной команде с воспитателями, психологами и учителями-дефектологами. Особенно важна индивидуальная работа с родителями ребенка, которым тоже приходится учиться учить своих детей говорить.

– Когда ко мне приходит ребенок с проблемой – это проблема отсутствия речи, полная или частичная. А как известно, именно речь является средством и способом общения, познания, залогом успеха обучения в детском саду, в школе, по жизни в целом. А для некоторых детей обрести речь становится смыслом жизни.

Поэтому моя работа – это первоначально не навредить тонкой детской психике, выбрать правильный подход и подобрать для каждого ребенка наиболее удачные методы обучения. Важно, чтобы ребенок мне доверял. А с детьми, тем более с трудными, такой контакт установить непросто. Ингода приходится подолгу привыкать друг к другу, прежде чем начать активно заниматься.

Сегодня Аллу Малкову по праву можно назвать универсальным педагогом, который умеет работать не только с детьми, но и со взрослыми. Она не раз работала приглашенным психологом в интернате и центре предпринимательства и т. п. Кроме того, наша героиня окончила филиал Калифорнийского университета по направлению экзистенциальной психотерапии.

Это работа с личностным ростом. И на сегодняшний момент в ее практике есть успешные сеансы психотерапии, которыми можно гордиться, ведь они помогают людям справиться со своими душевными проблемами. И это – не случайно, ведь в своей профессии Алла Петровна использует особую взаимосвязь педагогики, психологии и медицины.

А с недавнего времени Алла Малкова кроме учителя-логопеда совмещает должность заместителя директора по воспитательной работе дошкольных групп «Приозерской начальной школы– детского
сада», является руководителем творческой группы специалистов Приозерского района «Образование воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья».

Подводя черту под вышесказанным, хочется отметить, что для
Аллы Петровны учитель-логопед – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… это жизнь!

Жизнь, в которой есть свои «плюсы» и «минусы», но которой она с большой любовью отдает свои знания и сердце.

Т.Б.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

редактор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: